Чиланзарские были... (Часть 2)

14.03.2012

Сегодня мы вновь прогуляемся по историческим местам Чиланзара, о которых известно разве что специалистам. И начнем нашу экскурсию от моста через канал Бозсу, что близ станции метро “Ешлик”.

 Неподалеку от нее находились одни из двенадцати ворот города – Камалон-дарвоза. У этих, как и двух других, южных – Самаркандских и Бешагачских, располагались обширные кладбища, на территориях которых находились мавзолеи почитаемых святых.

 ЧНа сохранившемся до нашего времени кладбище Камалон находится мавзолей Ходжи Аламбардора – бобо. В истории он известен как сподвижник Каффаля Аш-Шаши. Оба они распространяли ислам в ташкентской округе, и оба ушли из жизни в признании своих заслуг. Примечательно, что имя первого из них можно перевести как «знаменосец».

 По преданию, мавзолей, к которому ведет тополевая аллея, построен над могилой святого через 1300 лет после его смерти. Но точных данных нет, а различные исследования дали основания утверждать, что памятник возведен не ранее XVIII века. Пусть это будет так, но, тем не менее, мавзолей является одной из наиболее почитаемых святынь мусульманского мира.

 Рядом с кладбищем проходит улица Байнал-Милал, по которой можно проехать к одной из площадей Чиланзара – Ак-Тепе.

Свернув через мост, по улице С.Есенина мы подъезжаем к несуществующему ныне археологическому памятнику – здесь располагались остатки древнего замка, датируемые IV-XVI веками.Ч

Здание было довольно высоким, расположенным на высоком холме и окруженным мощными стенами, но бастионов не имело (они появились позже, в Европе в XIV-XV веках). По характеру археологических находок, это здание относилось к типу защищенных святилищ, построенных в честь одного из зороастрийских богов. Место его расположения относилось к округе столицы оазиса – Минг - Урюку.

Еще один памятник археологии существовал на территории Чиланзара. Находится он, правда, неблизко от Ак-Тепе, на старой Самаркандской дороге, что слева от ипподрома, около железнодорожного разъезда №54. Называется он «Кугаит-тепа» и является остатком некогда обширного городища «Ногай-курган».

Поселение также было обнесено крепостной стеной и датируется I-XVI веками. Несколько раз его жители принимали неравный бой с захватчиками, стараясь отстоять свое право на жизнь и свободу. Сначала это были арабы, затем монголо-татары, остановившие жизнь поселка до XV века. Лишь в XVI веке, во времена Шейбанидов, когда Бинкет стал центром Большого Ташкента, жизнь Кугаит-тепа прекратилась, и он был заброшен. Ч

Отсюда можно сделать вывод, что именно городища Чиланзара, в том числе и Шаштепа, позволили ученым установить, что столице нашей республике насчитывается не менее 2000 лет, а, вполне возможно, и много больше.

 Чиланзарские холмы издавна, еще с конца XIX века, привлекали внимание археологов. Следы древних и русла существующих каналов, тепе необычной формы – все это говорило о скрытых памятниках древности. И пока на массиве не началось интенсивное строительство, эти возвышенности были более доступны для изучения. А сейчас участки Салара, Чапан-оты и весь Изза - сай, загнаны в трубы, холмы снивелированы, чем, несомненно, нанесен ущерб науке и окружающей среде.

 Памятники архитектуры, вещь, конечно, прекрасная, но остается один вопрос: откуда «есть пошло» название ЧИЛАНЗАР?

 На этот вопрос есть два ответа. Давайте послушаем, что нам расскажет улица Чиланзарская.

В далекие времена жил на окраине Шаша благочестивый мусульманин. Долгое время он вел праведную жизнь, чем заслужил звание шейха, а под конец своей жизни прославился любовью к чилан-джиде и ее мучнистым плодам, обладающим целебными свойствами.

 Это неприхотливое дерево глубоко пускает свои корни и легко переносит даже засуху. Шейх, полюбивший это создание природы, старательно рассаживал вокруг своего жилища деревца джиды, поэтому еще при жизни его прозвали Чиланзар-ота, а местность – Чиланзаром.

Так гласит легенда. Правду она говорит или нет, но на улице Чиланзарской. Неподалеку от киностудии «Узбекфильм», можно увидеть невысокий, скромный мавзолей, посвященный Чиланзару-ота. По мнению археологов, памятник был возведен в начале XIX века.

Вторая версия принадлежит ныне покойному бывшему «городскому голове» Ташкента Николаю Гурьевичу Маллицкому. Занимая свой пост задолго до 1917 года, он специально изучал историю города, использую для этого подлинные документы, переданные ему ташкентским мингбаши в 1907 году.

 Помогали ему в этом деле и помощники, добросовестно собиравшие жалобы и заявления населения, в которых, как правило, указывалось наименование местности (мауза) или махалли.

 Результатом этого длительного труда стало появление (ныне очень редкой) книги «Ташкентские мауза и махалля». В ней можно найти пояснение этнонима «Чиланзар». Правда, Н.Г Маллицкий интерпретирует сие название как  Чинорзор, то есть «чинаровый сад», что полностью опровергает народную молву.

Как бы то ни было, этот район остается самым близким и родным для многих ташкентцев. К тому же, когда в 1966 году здесь развернулось массированное строительство в связи с землетрясением, массив сразу же получил прозвище «Черемушки» по созвучию с московским районом.

 Здесь всегда тихо и спокойно. Летом прохладно под, действительно, множеством чинар, а зимой теплее, чем в других районах.

Приезжая сюда, я вспоминаю мою школу №228, неподалеку от Бозсу, старый, заброшенный сад, в котором сейчас парк. Я люблю этот район. Он все такой же. А у меня уже появилась седина, подрастают дети. Счастья тебе, Чиланзар!

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: История Ташкента, Районы Ташкента, Чиланзар

Еще по теме:
12.11.2008   Чиланзар
18.11.2008   Юнусабад

Просмотров: 7296

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.