Народы Узбекистана: Хакасы

13.08.2010

Самоназвание: тадар, историческое имя предков  енисейских кыргызов. Народ в Хакасии. Язык: хакасский тюркской группы алтайской семьи, распространен также русский. Верующие:  православные, достаточно много приверженцев шаманизма.

Хакасы в Узбекистане:

1979 г.  231

1989 г.  288

Торговые и культурные связи между населением Южной Сибири, в частности тадарами  предками енисейских кыргызов и современного хакасского этноса, и народами Средней Азии уходят в глубь веков, поскольку этот регион входит в единый природно-географический степной пояс Евразии, в пределах которого сформировался культурно-хозяйственный тип кочевых скотоводов. Вместо старого названия  татары (абаканские, минусинские, качинские) литературный термин хакасы был принят в 1923 г.

 Впервые заметные группы представителей хакасского этноса стали появляться в Узбекистане в конце второй мировой войны. Некоторые из них оказались в республике в связи с лечением в госпиталях. Сюда затем привезли и свои семьи.

Основателем хакасской диаспоры в крае считается известный мастер Григорий Алексеевич Аткнин - вышивальщик шелком портретов известных государственных деятелей. Среди его уникальных работ портрет Джавахарлала Неру (в 1954 г. глава Республики Индии посетил Узбекистан). В Ташкенте Г. А. Аткнин жил и плодотворно работал в течение пятнадцати лет (с 1945 г.).

Молодой хакас В. Я. Бутанаев, познакомившись с узбекскими учеными во время работы в археологической экспедиции в Сибири, решил продолжать образование в Ташкентском государственном университете, который успешно закончил в 1969 г. Ныне Виктор Яковлевич Бутанаев - доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии, этнографии и исторического краеведения Хакасского государственного университета (в г. Абакане), является одним из авторов новой концепции о происхождении енисейских кыргызов.

Единичные хакасские семьи были рассеяны по всему Узбекистану. Так, в Ташкентском медицинском институте бухгалтером работал П. Ф. Райков, девушки-хакаски трудились на заводе по изготовлению радиодеталей (г. Ташкент), а в Беговатском районе преподавал русский язык Ф. Т. Бурнаков. Филипп Тимофеевич являлся прекрасным знатоком хакасского языка, увлекался литературным творчеством. Издал на языке своих предков несколько книг.

Во время различных празднеств собиралась вся немногочисленная диаспора хакасов из округи. Общались и пели в основном на родном языке. Во время встреч обсуждали проблему возрождения национальной формы религии  бурханизм, или Белая вера (Ах-Чаян). Хакасы в свое время были христианизированы, соблюдали праздники, давали детям имена православных святых, но в душе в большинстве своем оставались шаманистами. Проблем с изучением узбекского языка у хакасов не было. В повседневной жизни национальных блюд не готовили. Традиционная народная одежда имелась только у женщин.

В конце прошлого века большинство молодежи вернулось на этническую родину. Женщины, вышедшие замуж за узбеков, остались здесь и ассимилировались с местным населением.

Любопытно отметить, что в 50-60-е гг. XX в. местные жители не знали народа под именем хакас и ошибочно называли его представителей кавказ.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".


Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 4552

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.