Народы Узбекистана: Евреи

10.06.2010

Самоназвание: йегудим, идн. Общее этническое название народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в США, Израиле, Европе, Российской Федерации, странах СНГ. Большинство говорит на языке той страны, где осели. Часть евреев говорит также на языке иврит, идиш и других этнических модификациях языков окружающих народов. Верующие  в основном иудаисты. В диаспорах сложилось деление на ашкенази и сефардов.

В Узбекистане проживают евреи различных этнолингвистических групп (ашкенази, яхуди, горские (таты), грузинские, крымчаки, караимы), отличающиеся друг от друга по происхождению, языку, традициям, территориям компактного проживания и т. д.

Впервые языковая принадлежность евреев в Туркестане была зафиксирована в 1897 г. во время всеобщей переписи населения. Разделение евреев по этническим общностям в деловых бумагах произошло в первые годы Советской власти и официально было закреплено во время переписи населения в 1926 г.

Кроме того, еще до революции в Туркестане евреи подразделялись на европейских, или ашкеназских (русских, украинских, польских, молдавских, белорусских, венгерских, румынских, австрийских, немецких, литовских, американских, израильских и др.) и на азиатских (яхуди, афганских, персидских, турецких и др.).

В советский период азиатские иудеи ассимилировались в одну этнокультурную бухарско-еврейскую общину и стали составной частью восточных евреев. К ним относятся также этнокультурные общины горских и грузинских евреев. Наиболее урбанизированной является грузинская.

ЕВРЕИ ГОРСКИЕ (ТАТЫ)

Самоназвание иври. Самобытная группа евреев, проживающих в основном на побережье Каспийского моря, в Дагестане (Махачкала, Дербент) и Азербайджане (Баку). Язык  татско-еврейский (особое наречие новоперсидского языка), принадлежит к индоевропейской лингвистической семье. Верующие:  иудаисты.

Горские евреи в Узбекистане:

1979 г.  216

1989 г.  617

Горские евреи (таты) - один из многих народов Северного и Центрального Кавказа. Их предки, как пленники, были переселены из Иранского Азербайджана в Прикаспийскую низменность в середине I тыс. н. э. Горскими их называют потому, что с незапамятных времен жили среди горских племен.

Во время персидского владычества в Закавказье семиты усвоили татский язык, подвергшийся сильному тюркскому влиянию и абсорбировавший лексику иврита и кавказских языков. Кроме того, они вынуждены были знать один-два, а то и больше языков соседних этносов.

Горские евреи никогда не имели своей государственности и поэтому постоянно приспосабливались к иноэтническому окружению. За шестнадцать столетий своего проживания среди разных народов и этнографических групп (азербайджанцев, осетин, балкарцев, кабардинцев, чеченцев и др.) они многое впитали из комплексной материальной и духовной культуры Кавказа.

В начале прошлого века евреи носили общекавказский народный костюм, но со своим этническим оттенком и украшениями; вели схожий образ жизни, зачастую давали имена исламизированные библейские и традиционные для населения округи. Они не разводили свиней и славились своим гостеприимством. Объединяла горских иудеев с местными мусульманами и схожесть погребальных обрядов. В то же время в семейной обстановке большинство горцев соблюдали древнееврейские правила, хотя и не всегда знали их первоначальный смысл; предпочитали брачные узы между родственниками и избегали смешанных браков.

Горские евреи были малограмотными, но некоторые из них знали иврит, а многие могли читать молитву на древнееврейском языке.

В основном работали профессиональными кожевниками, сапожниками, портными, заготовителями. Занимались ковроткачеством, торговлей. В горных деревнях  садоводством и  виноградарством, виноделием и  разведением простого сорта табака. И в сельской местности, и в городах горские евреи селились преимущественно колониями. Самая большая образовалась в Нальчике.

Среднюю Азию наиболее предприимчивые из них посещали еще в эпоху феодализма для скупки необработанных шкур. Склонные, как и весь еврейский этнос, к международной торговле, горские купцы привозили сюда излишки как своих товаров (сафьян, обувь, ювелирные украшения), так и изделия кавказских мастеров.

Но в начале прошлого века правительство Российской империи запретило горским евреям-торговцам свободно передвигаться по Азии. И только в 1915 г. черта оседлости для еврейского населения в России была упразднена. Горские евреи начали индивидуально, в целях улучшения своего материального положения, мигрировать в любые районы, в том числе и южные окраины империи.

В 1920-х гг. немало было сделано для горских евреев, и прежде всего в области образования и культуры. Были построены школы. С 1925 г. стали печататься материалы на татско-еврейском языке, причем с использованием алфавита древнееврейского языка. Позднее была принята письменность на основе русской графики. Татско-еврейский диалект стал одним из литературных языков Дагестана.

В районах компактного проживания горских евреев стали работать обувные и чулочные фабрики, кожевенные заводы. Стала уходить в прошлое прежняя общинная замкнутость (но только частично). Появились интернациональные семьи.

Некоторые евреи переехали в Среднеазиатский регион в годы второй мировой войны. В Узбекистане в их трудоустройстве и оказании помощи в бытовом плане деятельное участие принимали единоверцы из бухарско-еврейской общины, с которыми уже давно сложились дружественные связи. Известно, например, что бухарско-еврейский раввин в середине XX столетия был приглашен в синагогу города Нальчика.

В Узбекистане горские евреи достаточно быстро адаптировались к новым условиям жизни и усвоили языки коренных жителей. В республике они слыли хорошими ювелирами, цеховиками (ручное производство), опытными протезистами и, конечно, специалистами в сфере обслуживания и торговли. Появилась своя интеллигенция  мелиораторы, врачи, инженеры.

В конце 80-х гг. начался исход горских евреев в Израиль, а позднее  и в США.

ЕВРЕИ ГРУЗИНСКИЕ

Самоназвание: эбраэли. Живут в основном в Грузии. Язык: грузинский. Верующие: иудаисты.

Евреи грузинские в Узбекистане:

1979 г.    57

1989 г.  210

Грузинские евреи считают себя потомками десяти колен Израиля, отправленных в расселение ассирийским царем Саргоном II в VIII в. н. э.

Широко распространена легенда о том, что предки грузинских евреев были выдворены из Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в VI в. до н. э.

Популярен ныне и литературный источник V в. н. э., согласно которому от одного из знатных иудеев, взятых в плен Навуходоносором, происходит семья Багратов, давшая династию грузинских и армянских царей.

На территории Грузии евреи появились в первые века н.э. (по другой версии  в V в. до. н. э.). В послемонгольский период были превращены в крепостных. У своих покровителей-феодалов они заручились обязательством, чтобы их не принуждали переходить в христианство. Однако случаи перехода все же имели место.

Еврейские общины начали формироваться после отмены крепостного права в Грузии (1864-1871). В этот период и появился термин "грузинские евреи". Верные своим традициям, своему происхождению, они заключали браки только внутри этнолингвистической группы.

Практически все грузинские евреи по-прежнему чтят свои традиции, соблюдают установки религиозной жизни. Однако некоторое их число официально зарегистрировало себя как грузины.

В Узбекистане грузинских евреев всегда проживало небольшое количество. Родного языка не знают, за исключением тех, кто поселился здесь на время учебы в высших учебных заведениях или для проведения каких-то коммерческих сделок. Посещают ашкеназскую синагогу. Известны случаи, когда самаркандские яхуди брали в жены грузинских иудеек.

Среди известных людей данной этнолингвистической группы, проживающих в Узбекистане,  кандидат медицинских наук Палагашвили Эдуард Ефимович. В конце 90-х гг. XX в. начался исход грузинских евреев из республики.

ЕВРЕИ ЕВРОПЕЙСКИЕ (АШКЕНАЗИ)

Народ, проживающий в Израиле, США, европейских странах и республиках СНГ. Язык: идиш, иврит, а так же в зависимости от страны проживания  языки романо-германской, славянской групп.

Верующие: иудаисты, в незначительном количестве христиане.

Евреи европейские в Узбекистане:

1979 г.  73 920

1989 г.  65 493

Период 1860-1910-е гг. характеризуется незначительным, по сравнению с другими европейскими народами, расселением евреев-ашкенази в Туркестанском крае, т.к. он находился вне черты еврейской оседлости  зоны, которая была определена еще в 1835 г. Евреям-ашкенази запрещалось селиться ближе 100 верст от границ с  Бухарским эмиратом и Хивинским ханством, а с 1902 г.  приобретать собственность в русских селениях Бухарского эмирата. Нарушившие запрет подлежали принудительной высылке. В Туркестанском крае разрешалось жить, кроме отставных нижних армейских чинов, лишь привилегированным категориям евреев: ремесленникам, купцам 1-й гильдии и специалистам, имеющим степени кандидата или магистра.

Значительную часть евреев-ашкенази Туркестана составляли предприниматели  торговцы и промышленники. Крупными коммерсантами были: Г. Хесин, И. Сморгунер, В. Комаровский, М. Флаксман.

Многочисленной была интеллигенция, в основном работники медицинских учреждений: известные врачи братья М. и С. Слонимы; А. Шварц заведовал амбулаторией, оказывающей помощь мужской части коренного населения. Инженеры участвовали в строительстве в 1899-1905 гг. Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Большую роль в культурной жизни Туркестана играли евреи-ашкенази  издатели и книготорговцы.

Данные переписей населения свидетельствуют о крайне незначительном числе евреев-ашкенази среди сельского населения. Однако в 20-х гг. было создано Общество землеустроительства еврейских трудящихся, развившее земледельческое направление в хозяйстве евреев.

Отношения евреев-ашкенази с коренным населением складывались дружелюбно. Единственным исключением является жалоба жителей махалли в районе Кукчи г. Ташкента на промышленника И. Маргулиса, построившего чесальный цех недалеко от мечети. А вообще, местные предприниматели терпимо относились к еврейским коммерсантам, последние иногда служили у них или были компаньонами.

В начале ХХ в. в Туркестане проживало чуть более 5 тыс. российских евреев  примерно 2% от всего европейского населения края. Из них около 2,5 тыс. жили в Самаркандской области, около 1,5 тыс.  в  Ферганской, 350400 чел.  в Ташкенте. Несколько сотен ашкенази жили в русских селениях Бухарского эмирата.

Среди субэтнических групп евреев-ашкенази Узбекистана можно выделить польских евреев (оказавшихся на территории России в результате раздела Польши в ХVIII в.), галицких евреев (Молдавия и юго-восточная Украина).

Значительные изменения в повседневной жизни ашкенази обозначились с 1917 г., когда начало свою работу Европейско-еврейское Центральное бюро при Совете национальностей Туркестана. При его содействии были открыты школы, рабочий клуб, интернат, три библиотеки, еврейский национальный театр.

Наряду с этим в советский период произошла и утрата многих черт этнической идентификации.

Родным языком евреев-ашкенази Узбекистана до первой четверти ХХ в. был идиш, вторым, в зависимости от места происхождения,  польский, украинский, русский и немецкий. С конца 30-х гг. происходит их значительная русификация. По данным переписи 1926 г., 75% евреев-ашкенази считали своим родным языком идиш, 25%  русский. В 1989 г. считали русский язык родным уже 80%.

Как и в дореволюционных, в большинстве советских переписей населения бухарские евреи и ашкенази считались вместе, исключение составляет перепись 1926 г., по данным которой в Узбекистане проживало около 20 тыс. евреев-ашкенази (19611), из них подавляющее большинство  в городах (19299).

Во время второй мировой войны численность евреев-ашкенази в Узбекистане значительно увеличилась за счет эвакуированных. По данным переписи 1959 г., в Узбекистане проживали 94344 еврея (сюда вошли евреи-ашкенази, караимы, бухарские, горские и грузинские евреи). По косвенным данным, количество самих евреев-ашкенази составляло приблизительно 57 тыс. В 1970 г. в Узбекистане проживало 102855 евреев. Применив метод оценки по языковому фактору, можно определить число евреев-ашкенази приблизительно в 62 тыс. Вместе с евреями-ашкенази, писавшимися русскими, украинцами,  детьми от смешанных браков, выбиравшими, как правило, национальность нееврейского родителя, их число подошло бы к 70 тыс.

В послевоенный период взаимоотношения с местными властями несколько осложнились, что явилось отголоском общей волны антисемитизма того периода в масштабах всего Советского Союза. Евреи-ашкенази Узбекистана были фактически лишены возможности пропагандировать свою национальную культуру на родном языке, не стало национальных театров, школ, обществ. Лишь в конце 80-х гг. начали открываться культурные центры, в которых проводились различные мероприятия, отмечались национальные праздники, можно было изучать еврейский язык (иврит).

В начале ХХ в. среди евреев-ашкенази Туркестана выделялась группа евреев, принявших православие (выкрестов).

Традиционно евреи-ашкенази исповедуют иудаизм. В ХIХ в. значительное распространение среди евреев-ашкенази Украины и Беларуссии получил хасидизм (любавическое движение), который на волне их миграции в Туркестан получил распространение и здесь. В Самарканде функционировало областное религиозное общество хасидов, насчитывавшее в 1914 г. 853 чел.

Аналогичные общества существовали и в других городах края.

В 1899 г. в Ташкенте на ул. 12 тополей (находившуюся в Мирабадском районе Ташкента, см. карту) была открыта первая крупная синагога в крае. Ее посещали и поддерживали пожертвованиями все слои еврейской диаспоры, включая и чиновников краевой, областных и уездных администраций.

В первой четверти XX в. количество синагог возросло до 16, но в советское время произошла значительная секуляризация евреев-ашкенази, и к концу советского периода осталась только одна. Но в большинстве семей евреев-ашкенази продолжали отмечать религиозные праздники, прежде всего Песах.

В 90-е гг. религиозная жизнь евреев-ашкенази Узбекистана значительно оживилась. Были открыты две хабадские школы (иешивы). В настоящее время в республике официально существует (с 1998 г.) 16 общин евреев-ашкенази с 15 священнослужителями, проповедующими иудаизм.

Со второй половины 70-х гг. постепенно обозначается и отток евреев-ашкенази в европейскую часть России, прежде всего в крупные города и научные центры. Несколько позднее эмиграция сменила вектор: многие стали уезжать на постоянное место жительства в Израиль и США. В конце 80-х исход евреев-ашкенази принял необратимый характер. По данным последней советской переписи, в 1989 г. в Узбекистане проживало 65439 евреев, т. е. почти на 40 тыс. меньше, чем по данным 1970 г. В 1998 г. общая численность евреев в Узбекистане составила 15638, из них евреев-ашкенази, вероятно, не более 10 тыс.

Довольно много евреев-ашкенази в советский период было занято в промышленности, прежде всего на Ташкентском авиационном заводе им. Чкалова. Значительную группу составляли медицинские работники и юристы. Но самой многочисленной среди узбекистанских евреев-ашкенази была научная и творческая интеллигенция: театральные деятели, певцы, композиторы, архитекторы, историки, этнографы, краеведы, обществоведы, филологи, литераторы, редакторы и др.

Это дирижер и композитор Р. М. Глиэр, имя которого носит Республиканская музыкальная школа-интернат, драматург А. Штейн, писатели Б. Боксер, Г. Марьяновский, прозаик Д. Рубина, доктор архитектурыИ. И. Ноткин, архитекторы-проектировщики А. М. Александрович, В. Л. Спивак, искусствоведы Л. И. Ремпель и Л. Ю. Маньковская, семья музыкантов Янов-Яновских, театральный режессер А. Е. Слоним, доктор исторических наук Д. И. Лев, археолог Л. И. Альбаум, фотокорреспондент М. Пенсон, известные спортсмены  боксеры Илья и Рубен Давыдовы, борец А. Либус и др.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана"

В Ташкенте по адресу: г. Ташкент, Яккасарайский р-н, ул. Исохора Акилова, 31А действует Еврейский национальный культурный центр Узбекистана.

 

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 10879

Информация об организации: Еврейский национальный культурный центр Узбекистана
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.