Чиланзарские были... (Часть 1)

14.03.2012

Всем здравствуйте, уважаемые ташкентцы. Сегодня мы с Вами снова прогуляемся по одному из самых молодых районов Ташкента – Чиланзару, и послушаем рассказы его тенистых улиц.

Это мой самый любимый район. Огромная часть моей жизни связана именно с ним. Поэтому его история, его памятники мне наиболее дороги.        Как сейчас помню неглубокий, без облицовки, арык Чапан-ота, его летнюю прохладу, уютную старую чайхану под раскидистыми орешинами и убеленного сединами чайханщика, неторопливо рассказывающего древнюю легенду почтительно молчащим посетителям, в том числе и мне, первокласснику, сидящему рядом с отцом…

т В давние времена жил в окрестностях кишлаков Катартал и Махалля-тепе седобородый чабан, ухаживавший за отарами овец. И были отары на удивление многочисленными, принося большой доход своим хозяевам. Когда чабан ушел из жизни, благодарные жители Махалля-тепе возвели над его могилой небольшой – склеп – мазар, ничем не украшенный - ведь при жизни святой вел простую мирскую жизнь. Постепенно вокруг мазара разрослось кладбище, которое и поныне существует внутри 13 квартала, рядом с современным парком культуры и отдыха.

По другой версии, мазар был возведен по приказу Сахибкирана Тимура на месте, где жили калмыки, охранявшие святое место – кадамджой.  Видимо, это сооружение было воздвигнуто на месте древнего святилища, а захоронения там, возможно, и нет…

Еще одна версия говорит о том, что владыке Самарканда Мирзо Улугбеку во сне явился святой Чапан – ота, упрекнувший внука Тимура в пренебрежении к памяти святого, хранящего овечьи отары.

Чтобы исправить ошибку, великий ученый немедленно приказал отправить в Чач большой караван со строительными материалами и мастерами. И был построен мазар на том самом месте, где пошла вода из-под посоха знаменитого Чапан-ота, именем которого названа современная улица.

Так это или нет – никто не знает. Археологи и архитекторы считают, что комплекс возник в конце XVIII – начале XIX века, замыкая собой тополиную аллею на кладбище. Состоит он из входного сооружения – дарвозахоны, увенчанной небольшим минаретом – мизана, собственно мавзолея и мечети с многоколонным айваном. Вокруг царят тишина и покой, как и положено в последнем месте упокоения. От обозрения памятник закрыт высокими деревьями и жилыми домами. Видимо, поэтому современные экскурсоводы не уделяют ему особого внимания. А жаль – ведь даже жители близлежащего квартала не подозревают, что живут рядом с интереснейшим памятником истории.

Продолжая наше путешествие, мы с Вами продвигаемся к магазину «Шухрат», на ту самую улицу Катартал, что ведет в сторону ювелирной фабрики. Буквально рядом, на «кругу», находится еще один интересный памятник седой старины.

Это то, что осталось от существовавшего некогда обширного поселения Ногай - кишлак. Согласно легенде, лет триста назад одному татарину (ногаю)  во сне было сказано: «У порога твоей юрты скоро будет белый нар (верблюд). Сядешь на него и поедешь, куда глаза глядят. А когда нар остановится, то и будет место твоего счастья». Якобы это предсказание сбылось, нар привез Хайрабада на чиланзарский курган, где сейчас стоят мавзолей и мечеть. До недавнего времени там был и хауз. Данные археологов подтверждают время постройки памятника – он датируется XVIII - м веком.

Причем невысокое (в отличие от других сооружений) качество кладки, неточности в разбивке плана, приземистость зданий говорят об упадке строительного искусства и тяжелой жизни местного населения. Скорее всего, строительство велось во время ташкентского чорхакимства – весьма мрачной страницы истории нашего города.

Я еще помню времена, когда этот памятник являл собой жалкое зрелище. Но заботливыми руками реставраторов он приведен в хорошее состояние, и хотелось бы попросить наших экскурсоводов уделять как можно больше внимания именно таким маленьким памятникам – ведь большие и так известны.    Неподалеку от этого памятника древности пролегает трасса 41-го автобуса, на котором можно добраться до еще одного известного в археологических  кругах места города. Рядом с конечной остановкой данного автобуса, правда, уже под землей, протекает речушка  Изза-сай. Именно в ее долине и был расположен еще один археологический памятник  - Фазыл  - курган, именуемый иногда Канглы – курган. Это название восходит к самоназванию племени канглы – кангар, проживавшего в этой местности и ведущего свою историю от государства Кангюй (Кангха).       

Этот памятник старше предыдущих и датируется IV-VI веками. Поселение было обнесено крепостной стеной и стояло на рукотворном фундаменте, возвышавшемся над прилегающей местностью. До арабского завоевания оно входило в округу местности Чач - Минг-Урюк. Раскопки выявили следы насильственного разрушения стен и произошедших пожаров. По всей видимости гарнизон небольшой крепости и жители поселения оказали яростное сопротивление захватчикам, вследствие чего оно было разрушено и кратковременно поселок оживал лишь в X-XII веках.

Завершая сегодняшнюю прогулку, хочу рассказать об одном историческом случае, в который трудно поверить, но это так…  Вся местность Чиланзара была покрыта фруктовыми садами, а каналы – непроходимыми тугаями, в которых водились исчезнувшие ныне туранские тигры. К середине 70-х годов XIX века они чувствовали себя довольно свободно даже рядом с кишлаками Занги – ота и Ногай – курган, что возле 54 – го разъезда. Иногда они могли забрести чуть ли не на улицы поселений, вследствие чего жители боялись покидать свои дома даже днем. В январе 1879 года в Ташкенте выпал снег, чем и воспользовались двое охотников  кишлака и зангиатинский бий. Втроем, вооружившись мультуками (это такое старинное шомпольное ружье), они решили уничтожить особо свирепого хищника, терроризировавшего округу. Подробности схватки неизвестны, но ее последствия были трагичными. Тигра с лежки удалось поднять, но он, видимо, напал первым, смертельно ранил бия, порвал остальных участников охоты и безнаказанно скрылся в тугаях.

 По свидетельству известного туркестанского охотника Е.Т.Смирнова, это был последний случай появления тигра в ташкентских пригородах. Может быть, и так, но один из моих добрых знакомых рассказывал, что еще в конце 50-х годов прошлого века его отец, возвращаясь с поста, вооруженный табельным оружием, уложил тигра, правда, в районе Карасу.

Таким образом, охотникам не приходилось  уезжать далеко от дома, тем более, что на Чиланзаре можно было настрелять какой угодно дичи. А во второй половине XX века в этой же, тогда еще загородной местности стали размещаться пионерские лагеря, находящиеся ныне между современными 13-м, 14-м и 15-м кварталами.

Там же находилась часть бывшей «рощи», куда мы ходили собирать орехи, яблоки и прочее, что еще оставалось в моем детстве  от знаменитых пригородных садов.

Ныне их место занимают жилые дома, школы, магазины. Но все равно, оглядываясь назад, я вижу мой массив таким, каким он был в пору моего детства…


Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: История Ташкента, Районы Ташкента, Чиланзар

Еще по теме:
12.11.2008   Чиланзар
18.11.2008   Юнусабад

Просмотров: 6778

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.