История автобуса, или немного о ташкентском транспорте

15.02.2012

Сегодня у нас с Вами необычное путешествие. Вы уже зашли на наш сайт? Теперь найдите справа сверху функцию «Скачать электронный справочник Мой Город. Ташкент». Скачайте и установите его на свой компьютер, а потом поедем дальше…Время пошло!

Ну вот, теперь порядок. Открываем справочник, заходим в «Поиск по карте», находим вкладку «Транспорт», выбираем «Автобус», ниже «Номер маршрута». Поехали!    
История этого вида транспорта насчитывает немногим более ста лет.                         Многие из нас, жителей столицы, ездят на работу, в гости, да и просто по личным делам на 24-м и 101-м маршрутах автобуса. Проезжают они по территории бывшего села Никольское, что находилось во времена достопамятные за пределами Ташкента.

В 1909-м году первые десять 8-ми местных автобусов связали этот населенный пункт с тогда еще кишлаком (ныне массивом) Куйлюк. Шли годы. Страна пережила исторические катаклизмы. И в 1926–м году организовывается трест Узбекавтопромторг, в состав которого входила 21 машина, из которых имелось 7 автобусов, из них один 10 местный «Бенц - Гаггенау».

Еще через 3 года на улицах Ташкента появились первые отечественные Я-6, как мы сейчас сказали бы – «повышенной комфортности» - они имели 18 двухместных кресел и развивали скорость до 70 км/ч. В 30-е годы прошлого века автопарк города пополняется довольно удобными по тому времени автобусами «ЗИС-6» и «ЗИС-18».

В годы Войны многие водители, зачастую вместе с машинами, были призваны в армию. Почему с автобусами, спросите Вы? Да ведь эти машины могли быть и санитарными, и штабными, и техническими летучками.

Почти сразу после 4-х тяжелейших военных лет, в 1949-м году, начинаются массовые пассажирские перевозки. Первенцем постоянных послевоенных маршрутов с тех пор считается современный автобусный маршрут №80. Правда, направление его движения с тех лет несколько изменилось, но, тем не менее, именно 80-й считается первым. Уже в то время в городе появляются новенькие, очень комфортабельные по тому времени автобусы ЗИС-154.

Шло время. Увеличивалось количество маршрутов, количество автобусов. Разрастался город. Появились новенькие «ПАЗы», «ЛАЗы», «ЛиАЗы», импортные «Икарусы».

К 1981-му году в Ташкенте насчитывалось 117 автобусных маршрута общей протяженностью 1397 км. Была создана автоматизированная система диспетчерского управления автобусным движением.

За 20 лет Независимости нашей Родины на ее дорогах, как и на дорогах столицы появились новые типы автобусов. Современные «Хюндаи» и «Мерседесы» повышенной комфортности стали одним из украшений наших улиц.

Все это так. Но как же бывает обидно и неприятно, когда водители останавливают свои машины даже не на узловых, а на второстепенных остановках и стоят на них достаточно долго. Образуются целые «стада» автобусов самых разных маршрутов.

Особенно страдают этим явлением остановки «Универсам Юнус-Абад» по направлению в город, м. «Чиланзар» в обе стороны, автостанция «Куйлюк», что рядом с рынком. Да и не только они.

На замечания пассажиров о продолжительности стоянки водители либо отмалчиваются, либо, даже чаще, реагируют неадекватно (и это еще мягко сказано).

Часто можно заметить, что водители автобусов разных маршрутов, следующих по одному и тому же участку трассы, устраивают прямо–таки ралли, например, «Рисовый – Тал - Арык». Скорость превышается настолько, что пассажиром становится, мягко говоря, несладко.

Но  всех перекрывают кондукторы. Ходит по салону неизвестное лицо, обилечивает, конфискует (без права на это) проездные, и даже студенческие  билеты у нерадивых студентов, требует дать ему в руки купленный лично Вами проездной с целью проверить – а не фальшивка ли? Возникает вопрос – каким именно образом проверяется в таких случаях подлинность проездного документа? Наверное, «опытнейшим» кондукторским взглядом, и не более того.     При этом на таком «лице» нет ни бейджика с указанием номера автопарка и личными данными, ни форменной одежды. А попробуй сделать замечание – такого о себе узнаешь, что и сам не представлял всю свою жизнь.

На остановках высунется такое лицо в окно, и на всю Вселенную -  «Едем туда-то»… Да мы и сами знаем, какой маршрут нам нужен. Так к чему эти потуги ресторанного зазывалы?

А как объяснить, что зачастую «ПАССАЖИРСКИЙ» автобус превращается в ГРУЗОВИК? Это когда торговцы, не желая платить за перевозку товара грузовым транспортом, загружают его в салон автобуса. И едем мы все буквально в обнимку с картошкой, вареной кукурузой, и тому подобным товаром.

Разумеется, что все вышесказанное неудовольствие НЕ ОТНОСИТСЯ к тем водителям и кондукторам, кто действительно работает (а таких достаточно много), уважает людей и себя, свою машину, свой труд. Надеюсь, что мое скромное выступление дойдет до руководства Ташавтобустранса. И может быть, нам станет приятнее ездить в городских автобусах.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: История Ташкента, Транспорт Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 4368

Комментариев: 10


2012-02-15 12:24:05, Гость_User:

Наши автобусы - это нечто. А когда еще гонки начинают устраивать, то маленьким автомобильчикам совсем житья нет...

2012-02-15 12:27:04, Гость_Гость:

А представьте каково тем, кто сидит в этих самых автобусах - дрова в грузовике и то чувствуют себя лучше :pnk:

2012-02-15 12:29:39, Гость_Еще один гость:

Про остановку Универсам Юнусабад - вообще отдельная история. Хоть транспорта куча, а сесть (читай - утрамбоваться)в утренний час пик просто нереально, чем пользуются таксисты и задирают такую цену...

2012-02-15 12:32:44, Гость_Юлия:

Спасибо автору за интересный экскурс в историю автобусов. Помню из раннего детства голубой автобус- коробочку №16, который ходил по нашей ул. Боткина

2012-02-15 13:01:31, Гость_пассажир:

На Алайском в час пик 93 автобус стоит около 10-15 мин. и ждет когда же автобус заполнится до такого момента, что двери невозможно закрыть и кондуктор орёт на всех пассажиров чтобы еще пододвинулись к центру и утрамбовались поплотнее, а если вдруг двери все же не закрылись, автобус трогается с открытыми дверями и все кто мешают закрытию дверей на ходу отваливаются, это ужасно! Следующая подобная стоянка на Шахристанской, автобусы стоят и ждут когда приедет поезд в метро и из метро пойдут потенциальные пассажиры, потом очередная утрамбовка людей, нервный кондуктор, который орёт диким воплем на людей и водитель который после Шахристанской начинает гнать как угорелый, аж страшно становится :surp:

2012-02-15 14:07:09, Гость_Юморист:

Анекдот в тему. Умерли священник и водитель автобуса. Отправили священника на вечное пребывание в Аду, а водителя - в Раю.Священник возмутился: "Я всю жизнь молился, служил Богу! И меня - в Ад?!". Ему отвечают:"На твоих проповедях люди спали, а у водителя автобуса все пассажиры МОЛИЛИСЬ!"

2012-02-15 15:00:55, Гость_Фрейдист:

Комментарий к комментарию Пассажира: кондукторы, похоже, реализовывают не воплотившееся в жизнь желание властвовать, повелевать людьми...

2012-02-15 15:09:57, Гость_Не только Фрейдист:

Дополнение к Фрейдисту: -Тогда может кондукторам ввести обязательную форму одежды с плёточкой и наручниками? :oops:

2012-02-15 15:14:40, Гость_Пассажир_ автобуса №60 и 93:

Ха-ха-ха.I roll!
Хотя мне совсем не смешно, когда сама ежедневно молюсь, либо о том, чтобы автобус ехал как в песне Высоцкого "Чуть помедленнее, кони...", либо, наоборот, чтобы в час-пик не ехал как экскурсионный автобус, позволяя пассажирам в ДЕТАЛЯХ разглядеть все творящееся за окном.

2012-02-15 18:08:24, Гость_Гость:

А можно не парится а просто выспаться!

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.