«Золотой музыкальный листопад» в Государственной консерватории Узбекистана

03.11.2011

2011 год во всем мире объявлен  Годом Ференца Листа. С 5 ноября по 1 декабря в Государственной консерватории Узбекистана пройдет фестиваль «Золотой музыкальный листопад», посвященный 200-летию со дня рождения великого композитора.

Организаторы фестиваля - Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, Государственная консерватория Узбекистана при содействии Министерства иностранных дел Венгрии.

Программа фестиваля «Золотой музыкальный листопад» включает шесть вечеров, в течение которых преподаватели кафедры специального фортепиано и одаренные студенты исполнят произведения Листа.

В апреле-мае этого года в Ташкенте, Самарканде и Бухаре прошел ряд концертов под эгидой года Ф.Листа силами преподавателей и студентов Консерватории. На этих концертах звучал фортепианный цикл Ф.Листа «Годы странствий». Этот цикл создавался на протяжении всей жизни композитора от юношества до глубокой старости.

Каждый концерт предваряла краткая лекция об творчестве композитора, а потом, одновременно с исполнением, на большой экран проецировались картины.

На фестивале «Золотой музыкальный листопад» в первый вечер 5 ноября в 17.00 в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана, прозвучат симфоническая поэма «Прелюды» и два фортепианных концерта с оркестром в сопровождении Симфонического Оркестра музыкального театра студии консерватории. Солисты - доценты Э.Миркасымова и Г.Гулямова, дирижер - Народный артист Узбекистана, профессор З.Хакназаров.

Второй вечер 10 ноября будет посвящен произведениям для двух фортепиано. Это переложения: Воспоминания о «Дон-Жуане» (В. Ф. Моцарт - Ф. Лист), Фантазия на темы из «Афинских развалин» (Л. В. Бетховен - Ф. Лист) и Воспоминания об опере «Норма» (В. Беллини - Ф. Лист). Они прозвучат в исполнении профессоров А.Шариповой и Н. Полатхановой.

В Третий фестивальный вечер 17 ноября будут звучать самые популярные и узнаваемые во всем мире произведения Ф.Листа. Концертную программу представят лучшие студенты Государственной консерватории Узбекистана, прошедшие специальный конкурсный отбор для участия в Фестивале.

Четвертый вечер состоится 24 ноября и будет посвящен философской музыке, будут исполняться такие произведения, как Мизерере из оперы «Трубадур» (Дж. Верди - Ф.Лист), Сонет Петрарки №123, Баллада №2, этюд №10, Органная фантазия и фуга G-moll (И.С.Бах - Ф.Лист), Испанская рапсодия, Органная прелюдия и фуга на тему «Bach» (Ф.Лист). Исполнители - ст.преподаватель М.Файзиева, ст.преподаватель Р. Палванов, доцент М.Аминова.

Пятый вечер Фестиваля состоится 28 ноября и посвящен циклу пьес Ф.Листа под названием «Поэтические и религиозные гармонии». Исполнитель: профессор Н.Полатханова.

Заключительный концерт фестиваля «Золотой музыкальный листопад» пройдет 1 декабря в Органном зале. В его программу вошли: Фантазия-соната «По прочтении Данте», Соната H-moll, Органная фантазия и фуга на хорал «Ad, nos ad solutaerm undam», которые прозвучат в исполнении профессоров - А.Шариповой и М.Гумарова и доцента - М.Аминовой.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Выдающиеся композиторы мира, Искусство в Ташкенте, Концерты в Ташкенте, Культура в Ташкенте

Еще по теме:

Просмотров: 2936

Информация об организации: ГКУз - Композиторство, музыковедение и фортепиано

Комментариев: 3


2011-11-03 16:35:27, Гость_Юлия:

Ференц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) — венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства — Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». В 1835–39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др.
        С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др.
        В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально-просветительской деятельности. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена, симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана, М. И. Глинки и др. В публицистических сочинениях выступал за прогрессивное начало в искусстве, против академизма и рутины эпигонов лейпцигской школы, в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера.
        С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. Глубокое разочарование в современной ему буржуазной действительности, пессимистические настроения привели Листа к религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально-общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 Музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига, И. Альбениса и других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистическое искусство А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы.
        Многогранная творческая деятельность Листа — яркого представителя романтизма — сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа — в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора — программность и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра — одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально-критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.
 
        Сочинения: Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории — Легенда о св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы — Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра — Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфония к «Божественной комедии» Данте (1856); 13 симфонических поэм (1849–82), в т. ч. Мазепа (по В. Гюго, 1851), Прелюды (по Ж. Отрану и А. Ламартину), Орфей, Тассо (все — 1854), Прометей (по И. Г. Гердеру, 1855); 2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860) и др.; для фортепиано с оркестром — 2 концерта (1856, 1861), Пляска смерти (1859), Фантазия на венгерские народные темы (1852) и др.; для фортепиано — соната h-moll; циклы пьес: Поэтические и религиозные гармонии (по А. Ламартину), Годы странствий (3 тетради); 2 баллады; 2 легенды; 19 венгерских рапсодий; Венгерские исторические портреты; Испанская рапсодия; Этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды, вариации, пьесы в танцевальной форме, в т. ч. 3 забытых вальса, марши и др.; для голоса с фортепиано — песни и романсы (около 90) на слова Г. Гейне, И. В. Гёте, В. Гюго, М. Ю. Лермонтова и др., инструментальные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли; транскрипции (главным образом для фортепиано) собственных произведений и сочинений других композиторов, в т. ч. Этюды по Каприсам Паганини.

2011-11-03 16:38:24, Гость_Юлия:

В 1842 году Ференц Лист в 24 часа был выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему высочайшую волю: Лист не должен больше приезжать в столицу России никогда.
    Дело в том, что на выступлении Листа в Петербурге собралось самое изысканное общество, в зале присутствовал и сам император Николай I. Во время концерта он стал довольно громко разговаривать со своими адъютантами. Лист прервал игру.
     — В чём дело? Почему вы перестали играть? — спросил Николай и, нетерпеливо махнув рукой в сторону рояля, добавил: — Продолжайте.
     — Когда говорит царь, остальные должны молчать, ваше величество, — вежливо, но решительно ответил Лист.
    Император дослушал концерт в молчании. Однако, сразу после выступления, Листа поджидал полицмейстер.

2011-11-03 17:09:26, Гость_Alex:

Сколько стоят билеты, кто знает?

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.