Этногенез: Дашти-кипчакские узбеки (Часть 2)

23.09.2010

С точки зрения национальной идентичности и значения этнонима, следует отличать современных узбеков от узбеков периода XV-XIX столетий.

Современные узбеки являются потомками как минимум трех этнических общностей: дашти-кипчакских кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в начале XVI в.; примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа т.н. чагатайских, а также огузских тюркских племен и родов; сартов, состоящих из оседлого тюркоязычного, преимущественно городского, населения и происходящих из турок, отошедших от кочевого образа жизни и утерявших свою родоплеменную принадлежность, а также из тюркизированных таджиков.

До конца XIX в. под узбеками в основном понимались прямые потомки дашти-кипчакских узбекских кочевых племен, мигрировавших в регион Мавераннахра в начале XVI в. и осевших здесь в эпоху правления династии Шейбанидов, а также позднее примкнувшие к ним местные тюркские племена. Однако происхождение этнонима узбек связано именно с дашти-кипчакскими узбеками. Он, по всей видимости, происходит от имени Узбек-хана (1312-1340), девятого государя из дома Джучи (старшего сына Чингиз-хана).

Узбек-хан являлся одним из наиболее успешных и популярных правителей Золотой Орды (Кок-Орды). Он правил 28 лет и вошел в историю тем, что удачно сочетал в себе тип сильного военного предводителя, справедливого (по меркам того времени) правителя и истового служителя ислама. Узбек-хан известен как первый из рода Джучи, утвердивший ислам в Золотой Орде. Он всячески покровительствовал мусульманским правоведам и ученым, с одним из которых  имамом Нумануддином аль-Хорезми  поддерживал личные дружеские отношения. Скорее всего, благодаря популярности и славе этого монгольского правителя часть подданных Золотой Орды стала называться узбеками.

Впервые узбеки упоминаются в сочинении Хамдуллаха Казвини (род. ок. 1280), который в Избранной истории (Тарих-и Гузидэ) рассказывает о вторжении в 1335 г. хана Узбека в пределы Ирана, называя при этом золотоордынское войско узбеками, а государство Узбека (Золотую Орду) государством узбекским (Мемлекет-и-узбеки). Историк Темура  Низамад-дин Шами в своем рассказе о бегстве двух эмиров Темура в 1377 г. сообщает, что оба эмира ушли в область узбеков и укрылись у Урус-хана, которого называет ханом узбекским. Другой историк Темура  Шереф-ад-дин Али Езди, рассказывая о посольстве 1397 г. от золотоордынского хана Тимур Кутлуга, называет прибывших послами узбеков. Указанные источники подтверждают, что термин узбек вошел в оборот при хане Узбеке и, следовательно, связан с его именем; далее он стал применяться к подданным Золотой Орды при Урус-хане и Едигее, причем не только к тюркоязычным, но и тюрко-монгольским, по своему происхождению, племенам, уже тогда образующим Узбекский улус в пределах улуса Джучи.

Однако впоследствии этот термин стал означать преимущественно подданных Белой Орды. Разгром Темуром войск Тохтамыша в XIV в. способствовал распаду Золотой Орды на ряд более мелких государственных образований: Казанское и Астраханское ханства, Хорезм, отошедший к владениям Темуридов, Ногайский и Узбекский улусы в составе Белой Орды.

Узбекский улус занимал степные пространства между Уралом и низовьями Сырдарьи и, как государственное образование, прочно утвердился только к середине XV в., т. е. только через столетие после смерти самого Узбек-хана.

Теперь этноним узбек стал ассоциироваться с именами новой плеяды тюрко-монгольских династических лидеров, которые по своему происхождению восходили не к Узбек-хану, а к монгольскому князю Шейбану, младшему сыну Джучи.

Родной брат Шейбана  хан Батый, как только стал правителем Золотой Орды, выделил в удел своему брату Шейбану степную область между рекой Иргиз и Уралом. Впоследствии, уже ко времени правления Узбек-хана, степная зона, расположенная выше низовий Сырдарьи и Аральского моря, известная также под названием Дашти-Кипчак, была отнесена к Белой Орде, формально находившейся в вассальном положении по отношению к Золотой (Синей) Орде. Тот факт, что подданные именно Белой Орды стали называться узбеками, частично объясняется тем, что посаженный Узбек-ханом в г. Сыгнаке Эрзен-хан в качестве правителя Белой Орды стал рьяно проводить политику своего патрона по распространению ислама среди своих подданных. Эта традиция следования устоям ислама сохранилась и усилилась при прямых потомках Шейбана  Абулхаире и Шейбани. Под началом именно этих ханов термин узбек стал собирательным именем для целой группы тюрко-монгольских племен Белой Орды.

Особенностью этногенеза дашти-кипчакских узбеков, по крайней мере на первых его этапах, было то, что решающую роль в их объединении под эгидой сильного централизованного государства играли харизматические лидеры типа Узбек-хана, Абулхаир-хана и Шейбани-хана, сочетавшие в себе дуальность принципов правления    приверженность и исламу, и степному обычному праву (Яса), унаследованному от Чингиз-хана. Авторитет Абулхаира и его внука Шейбани зиждился не только на их принадлежности к роду Чингизидов, но и на том, что оба они были лидерами, фактически избранными узбекскими племенами. Абулхаир был вознесен на ханский престол в 1429-30 гг. главами 24 племен: кият, мангит, байлы, кунграт, тангут, йиджан, дурман, кушчи, утарчи найман, угриш-найман, тубай, таймас, джат, хитай, барак, уйгур, карлук, кенегес, уйшун, курлаут, имчи, туман и минг .

Он умер предположительно в 1468-69 гг. в возрасте 57 лет, после чего контроль над Дашт-и-Кипчаком перешел к другими представителям дома Джучи, соперничавшим с родом Шейбана и, соответственно, с узбеками. Последние вернули себе свои территории только при Шейбани-хане, вокруг которого вновь объединились узбекские племена и роды. Сначала это были только шесть наиболее преданных Шейбани узбекских племен: кушчи, найман, уйгур, курлаут, ички и дурман. К ним примкнули также мангиты, которые, однако, не ладили с остальными узбеками.

По мере дальнейших военных успехов Шейбани по завоеванию Средней Азии к ним присоединились эмиры других узбекских племен киятов, кунгратов, туманов, тангутов, хитаев, чимбаев, шункарлыев, шадбакиев и йиджанов, которые способствовали триумфу Шейбани-хана как нового правителя Трансоксании. В начале XVI в. руководимые им узбекские племена окончательно покорили территорию Мавераннахра. С тех пор узбекские ханы с перерывом в полтораста лет (с нач. XVII по сер. XVIII в., когда в регионе господствовали Аштарханиды) правили территорией Средней Азии, постепенно переходя от кочевого к оседлому образу жизни.

Востоковед Герман Вамбери, подданный Великобритании, посетивший регион в середине XIX столетия, пишет, что к этому времени узбекские племена являлись преобладающими в Кокандском, Хивинском ханствах и Бухарском эмирате, и что узбеки в то время объединялись в 32 главных племенах: кунград, кипчак, хитай (ктай), мангит, нокс, найман, кулан, кист, аз, тас, сайат, джегатай, уйгур, айбет, дормен, ошун, канджигалы, нагай, балгали, митен, джелаир, кенегез, канлы, ичкили, багурлю, алчин, ачмайли, каракурсак, биркулак, тыркиш, кеттекесер и минг. В конце XIX  начале XX столетия разные источники уже называли 903, 974  и 1025  узбекских племен. Расхождения в цифрах, очевидно, были связаны с двумя факторами.

Во-первых, состав узбекских племен и родов усложнялся посредством появления новых колен и подразделений, а также вступления некоторых из них в родоплеменные союзы между собой. Например, часть рода юз, вступив в союз с племенем кырк, образовала относительно самостоятельный род юз-кырк.

Во-вторых, собственно дашти-кипчакские узбеки, пришедшие в данный регион во главе Шейбанидов, составили только ядро, вокруг которого в дальнейшем объединялись другие тюркские и тюрко-монгольские племена, находившиеся в Мавераннахре к моменту утверждения династии Шейбанидов. К узбекским племенам примкнули, хотя и сохраняли по отношению к ним некоторую дистанцию, ряд монгольских, огузских и других степных родов и племен, которые проникли в регион в период Чагатаидов, а также до и после него. Часть из них, такие как монгольские племена чагатай, джелаир, барлос и другие, постепенно тюркизировалась, усвоив тюркские наречия и приняв ислам, другие, более древние тюркские племена огузы, уйгуры, карлукы, кипчакы, сами способствовали тюркизации вышеназванных племен и самих дашти-кипчакских узбеков, поскольку являлись носителями наречий, впоследствии утвердившихся в регионе и усвоенных другими племенами.

О сложности процессов взаимодействия между различными типами тюркских и тюрко-монгольских племен говорит нестабильность именного состава сообщества узбекских племен. В таблице 8 (см. Приложение) приводится именной состав узбекских родов и племен, зафиксированный в разное время. Если допустить достоверность и полноту указанных в таблице данных, то можно сделать вывод о нестабильном количественном и именном составе узбекских племен и родов. Это вызвано такими причинами, отчасти отмеченными выше, как слияние, деление племен, присоединение новых из числа чагатайских, огузских и степных, а также исчезновение некоторых из родов путем их миграции, растворения в других родах. Так, неизвестна дальнейшая судьба байлы, имчи, таймас, тубай, участвовавших в племенном союзе под руководством Абулхаира. Или, к примеру, в списках по районированию 1924 г. нет некоторых племен, зафиксированных Вамбери в 1865 г., уйшун, айбет, ачмайли, багурлю, кист, биркулак, каракурсак, кеттекесер, кулан. Список подобных несоответствий можно продолжить. Возможной их причиной являются также расхождения в произношении имен. Например, род каучин можно распознать также по названию кутчи, митен, возможно, является другим названием рода мишан.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 7978

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.