Народы Узбекистана: Цыгане среднеазиатские

11.08.2010

Самоназвание:  мугат. Цыгане Самаркандской и Сурхандарьинской областей иногда именуют себя мултони (этноним происходит от названия города в северо-западном Пакистане  Мультан). Этнографическая группа цыганского народа. Расселены в основном в Узбекистане и Таджикистане. Язык:  таджикский, дополненный небольшим количеством слов цыганского языка рома. Верующие:  мусульмане-сунниты.

Среднеазиатские цыгане в Узбекистане:                          

1926 г.  3 710

1979 г.  12 581

1989 г.  16 397

2000 г.  5 000

Время появления среднеазиатских цыган на территории региона точно не известно, но продвижение из Индии по разным направлениям имело место в первые века н. э.

Записаны предания цыган Самарканда, повествующие о том, что уже в эпоху Темура они селились в городе в отдельном квартале.

На основании записей Бабура (XVI в.) косвенно подтверждается версия ученых нашего времени о том, что среднеазиатские цыгане  выходцы из Индии. В частности, один из видов народных представлений  хождение на ходулях, описанный им, возможно, был привнесен из Индии в Среднюю Азию именно цыганами.

Индийское происхождение предков цыган выдает обычай делать татуировку на лбу  распространен у цыган, проживающих на юге Узбекистана.

О длительном пребывании цыган в Среднеазиатском регионе говорят, прежде всего, и такие факты, как использование ими таджикского языка в качестве разговорного, поскольку родной цыганский давно забыт. Слишком много общего наблюдается в костюме, ювелирных украшениях, народном театре и религии цыган и местных этносов.

В XIX - начале XX в. среднеазиатские цыгане делились на две этнические группы: мазани (мазанг) и люли.

Мазани  жили преимущественно в Самаркандской области, а в самом городе поселились только в конце XIX столетия. До этого времени они обитали в Бухаре. В третьей четверти XIX в. около 200 мазани проживали в двух кишлаках, расположенных вблизи Самарканда. Основное занятие - земледелие. Кроме того, представители племени занимались мелкой торговлей в городах и селениях региона, за исключением Хивы. Женщины их отличались благообразностью и особой грациозностью.

Помимо Самарканда, мазани жили в Ташкенте и Коканде. По сведениям кокандского краеведа Пулатджона Каюмова, местных цыган называли огачи.

Одна из наиболее компактных групп мазани (около 500 чел.) была обнаружена этнографом Х. Х. Назаровым в середине прошлого столетия в Наманганском районе Андижанской области.

Крупное поселение среднеазиатских цыган было зарегистрировано в окрестностях Шахрисабза. По устному сообщению известного искусствоведа Л. Авдеевой, один из цыган шахрисабзского табора даже организовал хор. Во время посещения цыганской семьи учеными был зафиксирован до сих пор не отмеченный в исследовательской литературе обычай изымать из дома посуду, в которой угощали иноплеменников. Эта и другие традиции цыган свидетельствуют об их поверхностной исламизации.

Люли более всего подходят к понятию среднеазиатские цыгане. В конце XIX в. Самарканде и его близрасположенных районах насчитывалось около 500 цыган-люли. Здесь находились их длительные стоянки. Большую часть года они кочевали отдельными таборами, от 10 до 20 шатров в каждом. Зимой арендовали дома или хозяйственные постройки у местных жителей. Основное занятие:  разведение, продажа и обмен лошадей, деревообрабатывающие ремесла (изготовление деревянных ложек, чашек, разной хозяйственной утвари). Практиковали ворожбу, народную медицину. Любители попрошайничать и приворовывать, даже несмотря на достаток. Одно из основных занятий цыган - коневодство  имело выход на выделывание сит и другой продукции с применением конского волоса. Вот почему именно ремесленники-люли занимались изготовлением волосяных чачванов.

Цыган, вышедших из этого племени, но ранее проживавших в северо-восточной части Гиссара, по реке Ягноб и в других районах Таджикистана, местное население называло джуги (джучи). Джуги умели выделывать не только деревянные ложки, корыта, баки, но и изготовлять сельскохозяйственный инвентарь  вилы, лопаты, ободья, ступицы. Женщины шили тюбетейки и пояса, мужчины делали оловянные кольца. Имеются сведения о том, что в начале XIX в. цыгане (этнографическая группа неизвестна) проживали в окрестностях Карши.

Между собой цыгане подразделяются по территориальному признаку:

ташкентские, бухарские, самаркандские и т.д.

В XIX - XX вв. всех среднеазиатских цыган, проживавших на территории современного Узбекистана, окружающее население называло люли.

Так теперь называют себя и сами цыгане. Все они мусульманизированы, но мулл не имеют. Тем не менее, чтили на людях мусульманские религиозные законы.

Художника В. В. Верещагина привлекал этнический тип люли, однако никто не хотел позировать, сказывались вековые предрассудки, запрещение изображать живые существа. Мастер все же сделал несколько портретов, в том числе местного цыгана и афганца.

Мазани и джуги женились только на девушках из своего племени, и этот обычай стараются соблюдать и в наши дни. Браки ранние. Паранджу цыганки не носили. Но некоторые женщины из мазани иногда носили халат с ложными рукавами и слегка прикрывали лицо.

Разное вероисповедание - главное отличие европейских цыган рома от среднеазиатских цыган люли.

Среднеазиатские цыгане в прошлом выступали бродячим цирком с участием палванов и дрессировщиков с прирученными медведями. На базарах можно было встретить цыган  любителей петушиных и перепелиных боев.

Ныне популярны конные состязания. Танцовщицы и певцы чаще выступают на свадебных тоях своих соплеменников или на отдыхе у костра. Театральное искусство почти забыто.

Общие черты - это сходство менталитетов двух этнографических групп,

а также бытового уклада. Например, бязевые шатры цыган-люли очень близки шатрам европейских цыган.

Население Туркестанского края, как коренное, так и пришлое, терпеливо и с пониманием относилось к лишенному прав, находящемуся в постоянно бедственном положении полукочевому народу. Пожалуй, единственное право, которое было предоставлено мазани и люли в прошлом  это собирать колосья пшеницы и других злаков после сбора урожая.

В конце 20-х гг. прошлого века в  регионе была предпринята попытка как-то упорядочить сведения о них. Было установлено количество среднеазиатских цыган, проживающих в Узбекистане: 1918 лиц мужского пола и 1792  женского. По мнению многих этнографов, эта цифра сильно преуменьшена. Вероятно, часть цыганского населения отнесли к прочим, а часть, по языковому признаку,  к таджикам. Все опрошенные цыгане свободно владели, помимо таджикского, узбекским и частично русским.

В 1926 г. правительство разработало комплекс мер по оздоровлению быта и уклада жизни отсталого в культурном отношении цыганского этноса.

Цыганское население начали активно привлекать на временную и постоянную работу в качестве сборщиков утильсырья. Местные власти в Шахрихане, Маргелане и других городах наиболее отличившимся цыганам выделяли помещения под жилье и всячески старались помочь им осесть.

В 1929 г. в Узбекистане был создан первый колхоз среднеазиатских цыган. В 1934 г. в Верхнечирчикский район было переселено и обустроено 20 цыганских хозяйств, в Шахрисабзский - 40, Канимехский - 20.

К середине 1937 г. в Узбекистане уже было создано 13 цыганских колхозов, охватывавших 324 хозяйства хлопково-огородного направления.

Самый передовой колхоз в республике находился в квартале люли, примыкавшем к окраине Коканда. В 1928 г. здесь была создана сельскохозяйственная артель из 10 хозяйств. В 1935 г. третья часть населения квартала была занята в колхозе, часть работала в качестве рабочих. Остальные вели традиционный кочевой образ жизни и только в зимний период возвращались в свою махаллю. В махалле была школа для люли на 20 мест. Учились и дети, и взрослые. Открыли цыганский клуб. В 1936 г. это был уже

солидный колхоз, объединявший 35 хозяйств. Колхозники имели коров, баранов, а малоимущим были розданы телки. Многие построили добротные дома.

В ряду передовых значился и цыганско-узбекский колхоз в окрестностях Маргелана. В 1937 г. он объединял 22 хозяйства. Цыгане перенимали опыт у коренного земледельческого населения, между ними установились добрососедские отношения.

Одновременно в местах, где имелись цыганские поселения, открылись кустарно-промысловые артели (в Коканде, Шерабадском и Бухарском районах). В Ташкенте успешно работала артель по изготовлению игрушек.

В Самарканде цыгане работали на шелкомотальной и конфетной фабриках, на мучном заводе; в Андижане и Асаке - на хлопкоочистительных заводах. В 1934 г. троих цыган удалось привлечь на Ташкентский сельмашзавод. В предвоенный период в цыганской диаспоре Узбекистана имелись свои кадры трактористов, шоферов, кузнецов, бухгалтеров. Появилась и своя интеллигенция. Если на первых порах учителя (в основном мужчины) заканчивали педагогические курсы, то позднее школьные педагоги

цыганской национальности имели и дипломы учительского института. Занятия в начальных классах цыганских школ проводились на родном (таджикском) языке. В 1938 г. уже несколько среднеазиатских цыган имели высшее образование.

Представители цыган избирались в правления колхозов и горсоветы. В постановлении от 27 августа 1933 г. было предписано горсоветам вовлекать среднеазиатских цыган в производство, учебные заведения и выдвигать на руководящую работу. В республике было создано несколько нарсудов и следственных участков специально для ведения дел люли.

Свертывание с 1938 г. национальной политики в отношении нацменьшинств для большинства цыганских колхозов оказалось губительным. Большинство цыганских колхозов, слабо обеспеченных техникой, распалось. В послевоенный период вновь активизируется процесс оседания цыган как в сельской местности, так и в городах.

Указ 1956 г. об оседлости цыган ускорил прикрепление среднеазиатских люли к постоянным местам проживания.

К этому времени значительная часть местных цыган, получивших среднее и даже высшее образование, имевших хорошую профессию и постоянную работу, при оформлении документов записывали себя узбеками. И это не случайно. Как отмечает этнограф Я. Р. Винников, в районах этнически смешанного населения в 60-е гг. прослеживались процессы этнического слияния небольших по численности национальных групп. Так, в Самаркандской и Бухарской областях цыгане (люли) постепенно растворялись в окружающем узбекском населении.

И все-таки, несмотря на все предпринимавшиеся со стороны государства меры и откровенные попытки самих цыган остановиться, традиция кочевать хотя бы несколько месяцев в году или, наконец, просто на время уйти от мирских забот, пожить, не обременяя себя ничем, у некоторой части этнографической группы не умирает.

В 60-е гг. ташкентские цыгане часто ставили шатровые городки у воды близ Келеса или вдоль железнодорожного полотна от станции Ташкент до Сары-Агача.

По данным переписи населения, в 1959 г. в городах Узбекистана насчитывалось 3 тыс., в 1979 г.  6 тыс. среднеазиатских цыган. Большинство из них называло родным языком таджикский, около 20% - узбекский.

Наряду с этим пользовались тайным языком лафц-и мугат. В 90-е гг. самаркандские мазани на летний сезон ежегодно располагались табором в 1215 семей под Бишкеком, в поселке Маевка. Шатры добротные, внутри импортные спальники и поролоновые матрасы. Табором руководил аксакал. При нем имелся совет из нескольких авторитетных цыган. Мужчины, как правило, отдыхали. Женщины, истинные кормилицы семьи, уходили в город, гадали и попрошайничали.

Природная сметливость помогла цыганам-люли в перестроечное время быстро сориентироваться, обзавестись своим делом. В республике есть ряд известных бизнесменов цыганской национальности. Малоимущие подались в Утильсырье. Имеющие лошадей занимаются, главным образом, сбором стеклотары и тряпья.

В Ташкенте цыгане-люли в основном расселены в старом городе и на массивах Спутник, Сергели, Куйлюк, Водник. Дети посещают школы с узбекским языком обучения.

В Янгиюльском районе Ташкентской области проживают цыгане-мусульмане, которых местное население называет крымскими. Возможно, это группа цыган, выселенных в годы второй мировой войны из Крыма.

 Район на окраине г. Янгиюль, где проживают представители данной этнографической группы, получил название Нахаловка. И, кроме того, в этом районе есть группа цыган, которых называют цыгане-турки.

Известны и цыгане  деятели культуры Узбекистана. По сообщению академика А. П. Каюмова, в середине 30-х гг. XX в. в Кокандском театре выступала актриса  красавица Канизахон цыганского происхождения.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 10584

Комментариев: 1


2010-08-11 12:25:01, Гость_Эмма:

С интересом прочитала обе статьи о цыганах. История этого народа оказалась столь же самобытной, как и сам народ.

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.