Народы Узбекистана: Уральские казаки

09.08.2010

Казак   происходит от тюркского казак (удалец, вольный человек). В Российской империи  особое воинское сословие, обладающее своими правами и преимуществами, обязанное выставлять сравнительно большее, чем прочее население, число строевых частей, главным образом  кавалерию, но также пехоту и артиллерию. Каждый казак обязан иметь собственную лошадь, обмундирование, снаряжение, амуницию, получая от казны лишь огнестрельное оружие.

В связи с колониальной экспансией Московского государства на юго-восток во второй половине XVI в. по среднему и нижнему течению р. Урал (Яик) появилось Яицкое казачье войско, переименованное после восстания Е. Пугачева (1773-1775 гг.) в Уральское, с центром в г. Уральске. Оно состояло из двух общин: собственно Уральской  (от станицы Бородинской до Каспийского моря) и Илецкой  (от трех станиц, смежных с Оренбургским войском).

Уральские казаки воспротивились утверждению нового устава военной службы и общественного хозяйственного управления в Уральском войске, которые были объявлены им 9 марта 1874 г. Согласно ему, значительно увеличивались воинские повинности, сокращались права на самоуправление и казачьи вольности. За участие в волнениях было арестовано и препровождено в Туркестанский край к июлю 1876 г. 2 075 казаков, разжалованных в сословие сельских обывателей. Они были размещены в Казалинске и форте Перовском, подчинены воинской дисциплине (которую они саботировали) и содержались за счет местного бюджета.

В сентябре 1876 г. был издан приказ о распределении уральцев по городам и фортам Туркестанского края, а осенью 1877 г. с Урала были высланы их семьи. Первая партия, более 1000 повозок, была размещена в Казалинском лагере, вторая  в  Петроалександровске. Ни одна из уральских казачек не пожелала сознаться, где находится ее муж или сын. На все вопросы отвечали: не знаю. Тогда часть оставили в фортах, часть отвезли в Самарканд, Чиназ, Чарджоу, Пенджикент, Аулие-ату и др., где позднее или мужья переезжали к женам, или жены  к мужьям. Большая часть уральских казаков была поселена в Амударьинском отделе Сырдарьинской области.

В 1883 г. они были амнистированы, раскаявшимся было разрешено вернуться на родину. «Как нас пригнали сюда силой, так пусть и возвращают под конвоем, а раскаиваться мы не будем» -  был ответ казаков. Но часть уральцев уехала. Оставшиеся могли селиться в любых пунктах Туркестана выбрали Петроалександровск, Нукус, Заир, Ташкент и др.

Уральские переселенцы занимались в основном рыболовством на Амударье, внутренних озерах и Аральском море. Собираясь в рыбачьи ватаги, они строили ледники на Куке и в устьях Улькундарьи, где солили рыбу впрок, готовили рыбные продукты: икру, балык, вяленую рыбу, вязигу, рыбий жир, клей и др. В дельте Амударьи зажиточные уральцы организовали 28 рыбопромысловых ледников и взяли в свои руки все рыболовство, монополизировали торговлю рыбы в Туркестанском крае и за его пределами.  Занимались они также охотой, часть  ростовщичеством, торговлей хлебом, скотом, сахаром, керосином. Имелись среди них и владельцы хлопкозаводов. Уральские казаки старались жить изолированно, но в дружественных отношениях с местным населением, обогатили свой русский язык со всеми его диалектными особенностями лексическим материалом тюркских языков. Сохранили богатый фольклор и духовное песнопение, которыми очень гордились. Строго сохраняли в семейном укладе типичные черты старого быта и патриархальных отношений. Жили большими семьями. По казачьим традициям игрались свадьбы и справлялись похоронные обряды. Обучение детей проводилось в домашних условиях, по старинным учебникам и книгам.

Сохранилась у уральцев и самобытная одежда. Мужское одеяние функционально связано с рыбным промыслом. Интересна женская одежда это сарафаны покроя старинной русской ферязи, головные уборы и волосники, именные пояса. Своеобразные свадебные наряды.

Прочность традиционных форм в быту и обрядах была обусловлена в значительной мере старообрядческим вероисповеданием, а также присущим казачеству консерватизмом, неприятием всего нового. Они не признавали врачей, отказывались от прививок, что, в  частности, привело в 1889 г. к эпидемии оспы ввиду решительного отказа их от врачебного вмешательства. События 1917 г. почти не коснулись уклада жизни уральцев, характера трудовой деятельности.

Уральские казаки были староверами, или старообрядцами, направления, состоящего из многочисленных группировок, толков, течений, возникшего  в результате раскола в русской православной церкви во второй половине XVII в. Среди уральских казаков Средней Азии были распространены в основном три ветки старообрядчества: беглопоповцы (поповский толк), не приемлющие священства.  Белокриниченской иерархии, приемлющие священство поповцы и беглопоповцы.

В 1948 г. они подали ходатайство и зарегистрировали свою старообрядческую общину, сохраняя преданность принципам своей веры.

К середине XX в. с учетом особенностей рода занятий, жилищ и обычаев выделились три группы  турткульская, нукусская и кунградская.

Проживавшие в низовьях Амударьи, на территории современного Каракалпакстана, казаки в связи с резким падением уровня Аральского моря и  утратой традиционных видов трудовой деятельности с 1981 г. начали постепенно мигрировать в Волгоградскую область, в гг. Калач, Камышин.

В конце 90-х гг. XX в. в Республике Каракалпакстан проживало: 4 семьи уральцев в Муйнаке, 15 семей  в Кунграде, около 20 семей  в Турткуле, 25 семей  в поселке Рыбачий в районе Нукуса, 5 семей  в городах Ходжейли и Тахиаташе, около 50 семей, в основном старики, в поселке Респо около Нукуса.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".


Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 4509

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.