Народы Узбекистана: Казахи

11.06.2010

Самоназвание: казах, устаревшее - киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки. Народ, основное население Казахстана. Казахский язык относится к северно-западной, или кипчакской, подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Верующие: мусульмане-сунниты. В прошлом у казахов большую роль играли шаманизм и культ предков.

Казахи в Узбекистане:

1926 г.  106 980

1979 г.  620 136

1989 г.  808 227

2000 г.  990 022

Казахи - один из крупнейших тюркоязычных народов, занимающих по численности в Средней Азии третье место среди национальностей.

Происхождение и точный смысл самоназвания "казахи" не установлены. Существует много гипотез. Одни говорят, что это название объединения нескольких племен (каспии, саки, кеоги, хазары), другие (А. А. Семенов) связывают его происхождение с xasaq tengen (повозка на колесах); казахские легенды производят его от племенного тотема  каз (гусь), ак (белый), видоизмененного в имя девушки, легендарной родоначальницы казахского народа. Дореволюционные этнографы производят слово казах как вольный человек, свободный, ушедший от своего рода.

Основная масса казахов в Узбекистане (93,2% всего казахского населения республики) сосредоточена в Республике Каракалпакстан, Ташкентской, Бухарской и Сырдарьинской областях.

Издавна казахи имели многочисленные политические, экономические и культурные связи с народами Средней Азии. Рассмотрим лишь те из них, которые подводят нас к вопросу о расселении казахов на территории нынешнего Узбекистана.

В Казахстане уже в XVI в. наметилось деление на три обособленных кочевых района: Семиречье, Центральный и Западный Казахстан. Эти районы у казахов назывались жузами: Улу Жуз (Старший Жуз), кочевавший в Семиречье (юг, юго-восток современного Казахстана); Орта Жуз (Средний Жуз), расселившийся на территории Центрального Казахстана (имели зимовки по среднему течению реки Сырдарьи, летовки  по притокам Тобола, Ишима, Сары-су, в степных районах Центрального Казахстана) и Киши Жуз (Младший Жуз), владевший Западным Казахстаном (его зимовки были в Приаралье, в низовьях Сырдарьи, на плато Устюрт, на полуострове Мангышлак, в низовьях Урала, а летовки  в верховьях Тобола, по Иргизу, в Мугоджарских горах).

Границы жузов были весьма условными и приближались к границам среднеазиатских ханств  Бухарскому, Кокандскому и Хивинскому. Они могли изменяться под воздействием различных внешнеполитических факторов. В частности, вследствие агрессии со стороны Джунгарского ханства в начале ХVIII в. произошло вытеснение казахов Старшего Жуза с их кочевий в Семиречье. Опасность, грозившая казахам с юго-востока, заставила, с одной стороны, часть их устремиться в Бухару, с другой стороны, казахи Старшего Жуза потеснили кочевья казахов Младшего и Среднего Жузов, в результате чего они прикочевали ближе к российским границам.

В 1723 г. джунгары захватили всю территорию кочевий Старшего Жуза.

Казахи пережили неслыханный погром, надолго оставшийся в памяти народа, как год великих бедствий (ак табан шубранды). В поисках спасения часть казахов бежала к границам России, другая - устремилась в Мавераннахр. Свыше 150 тыс. семей казахов, обращенных в бегство в сторону Самарканда, так и остались здесь на жительство, расселившись в Ташкентском, Ферганском, Самаркандском, Хивинском и Бухарском владениях.

Казахские ханы вели упорную борьбу с Бухарским ханством за города по Сырдарье и ее притокам, в частности, за Ташкент. В 40-е гг. XVIII в. Во владения Ташкента входила значительная часть южноказахстанских степей, а северная граница Ташкента проходила где-то за современным г. Джамбулом.

В начале XIX в. между Ташкентом и Хивой нередко возникали вооруженные конфликты из-за некоторых казахских родов Среднего Жуза, которые кочевали по восточной стороне Аральского моря. Сами они признавали себя подвластными Ташкенту, в то время как Хива считала их своими подданными.

В начале 20-х гг. они активно расселяются в степном Канимехском районе Бухарской области, где в 1925 г. был создан Казахско-Каракалпакский автономный район, в котором проживало 20268 казахов.

По переписи 1920 г. в Туркестанской АССР проживало 1091925 казахов. После нацразмежевания в 1926 г. в Узбекистане осталось 107 тыс. казахов. По данным переписи населения 1939 г., число казахов, проживающих здесь, составляло уже 305,4 тыс. чел. Увеличение связано с тем, что в 1936 г. в состав Узбекистана вошла Каракалпакская автономная республика, где проживало значительное количество казахского населения, а также с голодом в Казахстане в 1933 г., вызванным насильственной коллективизацией, что способствовало миграции казахов на территории соседних среднеазиатских республик. По переписи 1959 г. в Узбекистане насчитывалось 335,3 тыс. казахов; в 1970 г. их здесь проживало 476,3 тыс.

По сравнению с 1959 г., общее количество казахов в Узбекистане возросло в 1,4 раза. Такой высокий прирост вызван тем, что за межпереписной период в состав Узбекистана была передана часть территории Чимкентской области Казахстана. По приблизительным подсчетам, это составило около 80 тыс. казахов (теперь эти районы возвращены Казахстану). В 1989 г. в Узбекистане проживало 808987 казахов, в т. ч. в Ташкенте - 30166.

Традиционно казахи занимались кочевым животноводством. Из ремесел - в  первую очередь, обработкой шерсти, изготовлением войлока, из которого делались кошмы и ковры, покрытия для юрт, матрацы и подушки, сумки, одежда (шапки, плащи, кафтаны, чепраки и покрывала седел верховых лошадей). С этим ремеслом тесно связана и обработка кожи, из которой делали колчаны для стрел, воинские пояса, обувь и сосуды, конскую упряжь и седла. Кожа художественно украшалась тиснением.

Славились казахские резчики по дереву, продававшие свою продукцию в Сырдарьинскую, Бухарскую области и Приаралье. Сюда ходили большие караваны, нагруженные юртами, арбами, посудой и  хозяйственной утварью, в которой нуждались сырдарьинские казахи-земледельцы.

Резное дерево широко использовалось для колонн и дверей культовых зданий сырдарьинских городов, свидетельствуя о распространении у казахов художественной обработки дерева.

Источники отмечают особое искусство казахских ювелиров  зергеров, работавших с золотом, серебром, самоцветами и владевших мастерством холодной и горячей чеканки, ажурной техники.

Эпизодические случаи перехода к оседлой жизни активизируются в конце 20-х  - начале 30-х гг. XX в. в значительной степени благодаря принудительной системе, навязанной Советской властью. В 1929 г. создаются первые земледельческо-скотоводческие объединения, преобразованные затем в колхозы и совхозы. Эта политика привела к кризису 1930 г., усиленному засухой, в результате чего от голода погибли сотни тысяч казахов. Значительная их часть была вынуждена мигрировать в Китай.

С переходом к оседлому образу жизни появились квалифицированные агрономы, трактористы и рабочие МТС. В 1932 г. на предприятиях республики насчитывалось 1435 рабочих-казахов. В 1934 г. только в Ташкенте из сельской местности на строительство привлекаются 643 чел. В эти годы казахи составляли основной потенциал рабочих из национальных меньшинств республики. В отдельных районах создавались казахские сельсоветы, школы с казахским языком обучения, казахский детский дом.

В последующие годы растет число казахов, живущих в городах, в первую очередь в Ташкенте. Они работают в промышленности, науке, культуре. В довоенном Ташкенте функционировал казахский театр.

Сегодня в Узбекистане функционирует около 600 средних школ для детей казахов, а в Ташкентском педагогическом университете им. Низами открыт факультет казахской филологии. В Сырдарьинском, Джизакском, Нукусском и Навоийском пединститутах действуют отделения, где обучение ведется на казахском языке.

На Ташкент и Ташкентскую область регулярно ведется трансляция программ Казахского телевидения, радиовещания на казахском языке, выходит газета "Нурлы жол". Организованы передачи Узбекского телевидения на Казахстан.

Казахи вносят достойный вклад в науку и культурную жизнь республики. Известны научные труды историка Б. А. Туленбаева, этнографа В. Х. Шалекенова, работы архитектора М. Джандарбека, монументалиста-мозаичника А. А. Бухарбаева и его сына  миниатюриста Э. Бухарбаева.

М. М. Мендикулов (1909-1986) - крупный ученый и общественный деятель, архитектор и педагог Казахстана, с 1930 по 1937 гг. учился и работал в Узбекистане. Совмещал преподавание с работой в проектных институтах. В 1941 г. занял пост главного архитектора города Ташкента, но война прервала карьеру зодчего. После возвращения с фронта, с августа 1945 г. по май 1947 г., продолжал работать в столице Узбекистана до перевода в Казахстан.

В Ташкентском университете получил образование один из первых казахских археологов Хасан Алпысбаев.

В Узбекистане жил и творил народный художник республики казах Урал Тансыкбаев (1904-1974), уроженец Ташкента. На базе его художественной студии создан мемориальный Дом-музей У. Тансыкбаева. Большую известность в регионе получило творчество скульптора Ж. Куттымуратова.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

В Ташкенте по адресу: Ташкент, Мирзо-Улугбекский р-н, 6-й проезд Ниезбек йули, 20 действует казахский культурный центр.

 

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 6494

Информация об организации:

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.