Прогноз погоды в Узбекистане от Всемирного банка

01.06.2010

Вопросами изменения климата на сегодняшний день обеспокоено все мировое сообщество. В этой области компетентными и признанными международными организациями, научно-исследовательскими институтами проводятся различные исследования для выработки мер, смягчающих последствия изменения климата.
По оценке специалистов, в частности, Всемирного Банка (ВБ), для Узбекистана характерен весьма изменчивый климат, уже выразившийся в увеличении средней температуры, количестве чрезвычайно жарких дней и эвапотранспирации растений (засушливость). По последним прогнозам ВБ, Узбекистан будет подвержен увеличению среднегодовой температуры на 1,9°С-2,4°С к 2050 году с разницей по областям, а наибольшее потепление при этом придётся на зимний и весенний периоды. Кроме того, по расчетам ВБ произойдет увеличение среднегодового количества осадков к 2050 году на 15-18% с пиком в летний сезон. Также прогнозируется постепенный рост дефицита воды в бассейне Аральского моря. По мере роста спроса на воду (особенно на поливные нужды) и сокращения объема гарантированного отбора воды из рек Амударья и Сырдарья дефицит ее превысит 500%, увеличившись с 2 км3 в 2005 году до 11-13 км3 в 2050 году.
Исходя из температуры, количества осадков и высоты над уровнем моря, Узбекистан можно разделить на три типа климатических условий. Эксперты ВБ эти типы объединяют в три агроэкологические зоны: зона пустынь и степей, зона предгорий и высокогорная зона. По мнению специалистов банка, изменение климата будет по-разному воздействовать на каждую из этих климатических зон из-за различий в основных биофизических и климатических системах.
По данным ВБ, в зоне пустынь и степей последствия изменения климата отразятся на увеличении риска засухи и недостатка воды, повышении риска опустынивания. Во второй предгорной зоне будет наблюдаться риск аридизации или опустынивания, а в третьей высокогорной зоне уменьшится степень удержания снежного покрова в летний период.
Согласно анализу ВБ по тенденциям изменения климата в предшествующие годы, начиная с 1938 года средние минимальные и максимальные температуры выросли во всех регионах Узбекистана, хотя тенденция потепления в отрогах Тянь-Шаня и Памир-Алая менее выражена, чем на остальной территории страны. В период с 1951 по 2001 годы общие тенденции указывают на увеличение средней температуры по стране приблизительно на 1,5°С, а также на умеренное сокращение количества осадков приблизительно на 10 мм. Как свидетельствует банк, эти темпы потепления, наблюдаемые в Узбекистане с 1951 года, более чем в два раза превышают среднемировые за тот же период времени.
Следует отметить, что в этих утверждениях и прогнозах ВБ опирается на данные Отдела климатических исследований Университета Восточной Англии. Это глобальный набор данных, использующий метеорологическую информацию за предшествующий период. Однако подавляющее большинство метеорологических данных собирается в городах, а это может повлиять на точность собранных метеоданных в результате эффекта теплового купола над городом.
В качестве мер по противостоянию рискам и уязвимости, связанным с изменением климата, ВБ видит активное использование возможностей Узбекистана в разработке ряда локальных вариантов адаптации на различных уровнях управления. В первую очередь это связано с такими вариантами адаптации, которые позволяют получить наибольшую экономическую, социальную и экологическую рентабельность инвестиций. Сюда можно отнести, например, стратегии и инвестиции в более рациональное использование природных ресурсов, а также увеличение объемов научно-исследовательской деятельности, повышение эффективности водопользования, рациональное использование лесов и пастбищ, ведение сельского хозяйства без ущерба для окружающей среды.
В целом ВБ оценивает институциональные механизмы Узбекистана по борьбе с изменением климата как имеющие значительный потенциал для улучшения и развития, особенно в смысле координации, финансирования и эффективности.
Для эффективных и систематических исследований изменения климата необходимо иметь формальные структуры с целью координации деятельности различных министерств. Эти структуры обеспечат оптимальный обзор стратегии по изменению климата и ее реализацию. Такая структура уже существует в Узбекистане в рамках Межведомственного координационного совета при Кабинете Министров, занимающаяся выработкой мер по смягчению последствий изменения климата. 

Источник

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Погода в Узбекистане, Экология в Узбекистане

Еще по теме:

Просмотров: 3240

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.