Улицы Ташкента: Старый город

23.03.2010

Снова мы путешествуем по историчес­ким местам нашего города. И сегодня мы начнем поездку со двора обычной ташкен­тской школы, что расположена на месте старинной махалли ткачей - Бузчи - это на Ц-13 (ныне массив Лабзак). Поехали!

Как правило, любая школьная экскурсия начинается с вводной части об истории города. Мы почти не бу­дем следовать этому приему, потому что первым объектом, удостоенным нашего вни­мания, будет площадь Хаст - Имам на улице Хамзы.

Только крупному специалисту знакомо это имя. А простому дилетанту (итал. "dilaitto" - интересующийся) это название - тайна за семью печатями. Между тем, Хаст - Имам - это целый комплекс памятников архитектуры, основу которого составляет древнее захоронение имама Абу Бакра Мухаммеда ибн Али ибн Исмаила ал - Каффаль аш - Шаши, получившего еще при жиз­ни титул хазрет, что значит "Высочайший".

Он был высокообразованным для своего времени человеком и являлся опорой пра­вителя Ташкента X века. Видимо, поэтому ташкентский правитель Суюниджхан из рода Шейбанидов и приказал построить мавзолей на месте разрушенного време­нем надмогильного сооружения.

Это было сделано в 948 году хиджры (1541-42 гг.) местным зодчим Гулямом Ху­сейном. Надпись над входным порталом исполнил катиб (каллиграф) Кудрат. Опус­кая подробности строительной техники, ска­жу, что здание мавзолея асимметрично, что не так часто встречается в наших краях. Рядом находится небольшой погребальный дворик.

В конце XVI века напротив был построен еще один мавзолей в честь потомка Хазрет Имама. К сожалению, этот мавзолей разоб­рали в мрачном 1939 году.

Здесь же находился мавзолей самого Суюниджхана, возведенный по приказу его сына Науруз-Ахмада, которого прозвали Барак-хан. Именно эта постройка счита­лась главенствующей и послужила осно­вой для создания медресе Барак-хана. Его двор является двухайванным и окружен од­ноэтажными рядами худжр-келий, окна ко­торых забраны солнцезащитными решет­ками - панджара, имею­щими разный геометри­ческий рисунок.

К сожалению, утрачен наружный купол мавзолея - Кок Гумбаз, что, впрочем, не особенно повлияло на красоту и привлекатель­ность памятника.                                                                                                                                          

В 50-х гг. прошлого века здание было отреставри­ровано с участием ака­демика Усто Ширин Мурадова. В XVI веке местность Хазрет - Имам представля­ла собой благоустроен­ный парк с многолетни­ми чинарами, карагачами, хаузами и беседками, где было приятно проводить время. В XIX веке к более древним постройкам до­бавились новые, например, мечеть Намазгох. Напротив медресе Ба­рак-хана находится пере­строенная в начале XX века мечеть Тилля - шейх, как и остальные сооруже­ния, действующая по первоначальному назначению. Намазгох предназ­началась для празднично­го летнего моления при­шлых, живущих в пригородах, мусульман. Очень предусмотрительны были ее создатели!

Такова площадь Хаст - Имам, одна из свя­тынь мусульман Ташкента, со своими древ­ними памятниками.

А мы, находясь в Старом городе, познако­мимся поближе со стародавним этнонимом "старый", которому примерно 130 лет.

Это, действительно, город, и на самом деле старый. Древнее поселение получило на­звание "Бинкет", впоследствии замененное, по словам Абу Райхана ал-Беруни, на Таш­кент: (название города взято из тюркского языка, а именно Ташканд - Индия, изб. соч.) Территория этого населенного пункта к середине XIX века ограничивалась канала­ми: на севере - Калькауз; на юге - Зах, на востоке – Бозсу - Анхор; на западе - Кукча. В городе четко выделяются: Арк, находив­шийся в треугольнике Хадра - Чорсу – Эски - Джува; Шахристан - квартал вокруг Арка, населенный наиболее зажиточным на­селением, и два рабада (пригорода) - внутренний и внешний. Вся территория города была обнесена мощной крепо­стной стеной с башнями и воротами, из которых двенадцать были проезжи­ми и назывались по именам городов или местностей, куда они вели, напри­мер: Кукча - дарвоза, Самарканд - дарвоза и т.д.

Именно ворота и улицы, ведшие к цен­тру города, и определили стихийно сло­жившуюся радиально-кольцевую плани­ровку. Видимо, это вызывалось и гео­графическим положением города, тор­говые пути к которому шли со всех сто­рон света.

Многие названия в старом городе со­хранились с давних пор. И хотя сей­час некоторые из них вряд ли скажут что-либо простому прохожему, стоит вспомнить такие этнонимы, как Кукча, Себзар, Бешагач, Шейхантаур. Это на­звания четырех даха (районов) города, каждым из которых управлял хоким. Современная должность руководителя района именуется так же, как и много веков назад. И, как и сотни лет назад, современные жилые массивы называ­ются древним словом - махалля.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: История Ташкента, Улицы Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 8476

Комментариев: 2


2010-09-15 08:37:36, Гость_joh:

а причём тут Лабзак? Не понимаю...

2010-10-19 12:12:19, Гость_Автор Станислав:

Лабзак притом, что это современный МАССИВ, а не "МЕСТНОСТЬ", известная Гостю jonу. Есть определенные решения топонимической комиссии города, которая меняет, возвращает, переименовывает различные участки (квартала, массивы) города с учетом исторических особенностей. Например - квартал Ц-4 - ныне массив Кашгар, хотя этим названием стоит "определить" и Ц-5 и Ц-6.

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.