Прогулки по Ташкенту… или путешествие в детство

17.03.2010

Снова здравствуйте, уважаемые почитатели истории древнего Ю-Ни.                                                                    

Сегодня у нас необычная экскурсия. Все мы знаем, что сейчас есть много информации о подземном транспорте, о том, что именно построено в разных городах мира, сколько людей перевозят комфортабельные вагоны метро в месяц, год и т.д. Но, насколько мне известно, еще никто не описал «события давно минувших дней», связанных с нашим ташкентским метро, отложившихся в памяти с детства. Поэтому я решил поделиться с Вами тем, что мне дорого, тем, что не знают даже мои дети.  Мы не увидим ничего, что можно было бы представить памятником истории, не зайдем в прохладные летом залы музея, не полюбуемся древними узорами старинных зданий. Хотя … Поехали!                                            

Случилось так в жизни моей семьи, что отец, ныне пенсионер, очень любил свое дело. А именно – работал водителем грузового автомобиля. И в те редкие недели,  когда оказывался не в командировке, обязательно забирал меня из детского сада № 314, что на 9-м квартале Чиланзара.                                                  

Как мне завидовали мои сверстники! Ведь я уезжал на «настоящей машине», а все они уходили пешком. К чему я все это? Да к тому, что папина автобаза находилась (да работает и сейчас) рядом с ипподромом. Поставив немецкую IFA на стоянку, мы садились в специально покрашенный бордовый Ikarus с фирменной эмблемой на бортах и уезжали домой. Я, как «самый главный» пассажир, обязательно сидел возле окна с правой стороны салона. Именно отсюда открывались сохранившиеся в моей детской памяти виды окрестностей, в памяти смешного трехлетнего мальчишки в летнем костюмчике с панамкой.                                         

Поездка наша начиналась почти с окончания современного проспекта Бунедкор (быв. Дружбы народов) в сторону нынешней станции метро Чиланзар. И вот здесь-то и открывалось то, что для современной молодежи «тайна сия великая есть».                                                                               

Мы ехали вдоль трассы будущего метро, строившейся открытым способом, и  долго я не мог понять, что за большие «горы» земли  высятся справа от дороги. Дело в том, что вместо современного проспекта тянулась просто узкая улица с двухрядным движением в обе стороны. Впрочем, в направлении города это была уже односторонняя дорога.                                          

Современники знают, что строят «подземки» с помощью врубовых комбайнов и т.п. шахтерской техники. Но в случае с нашим метро это было не так. Дело не только в том, что наш благословенный город находится в зоне повышенной сейсмичности (хотя это и есть главная причина). Просто глубина трассы совсем небольшая, поэтому строителям было легче и проще отрыть котлованы с помощью обычной землеройной техники. Вот и образовались «Монбланы и Эвересты» земельных отвалов, на которых пацанам из окрестных домов было раздолье (пока не прогоняли взрослые). Слева же от дороги пролегали рельсовые  пути, по которым в город бегал трамвай № 19. Теперь уже мало кто знает, что на месте тенистой аллеи, что расположена вдоль проспекта, от станции метро Сабира Рахимова и до моста метро между станциями Хамза и Миллий Бог, пролегал трамвайный путь. Его конечная остановка находилась примерно на повороте нынешнего трамвая №17 у завода «Совпластитал». Там была небольшая чайхана, диспетчерская и пара скамеек. В ожидании очередного трамвая  можно было наблюдать, как работают экскаваторы, приезжают и уезжают грузовики. Конечно же, мне все было интересно, и, хотя я еще не все мог понять, именно тогда в мой лексикон вошло слово «тюбинг» - железобетонное кольцо. Именно их привозили на трейлерах мощные тягачи, а так называемые «козловые» краны устанавливали их на место.                                                                                                                

Часто мы с отцом уходили, не дождавшись служебного автобуса, и шли на конечную остановку трамвая, и уже на нем ехали до современной станции метро «Чиланзар». Бывало и так, что мы шли пешком до самого 14-го квартала, что, конечно же, вызывало неудовольствие мамы (может быть, именно отсюда у меня тяга к прогулкам по городу?) Тогда и запали в мою детскую память узенькие улочки, маленький базарчик на месте будущей станции метро, только что построенную Фархадскую ярмарку и совсем недавно высаженные деревья различных видов. Знаменитые чинары Чиланзара тогда только высаживались на новых кварталах, а проспект даже отдаленно не напоминал современную просторную дорогу с мостами и развязками. Но вот «горы» исчезли, и осенью 1977 года были торжественно  открыты первые в Ташкенте и во всей Средней Азии станции метро. Трудно описать, что  творилось тогда …                                                                         

Буквально весь город желал «прокатиться» на новом виде транспорта.                                                        

Но мне запомнились не только большие очереди у турникетов…                                                

Для меня, второклассника, было большим потрясением увидеть великолепие «дворцов», построенных под землей. Это сейчас современную молодежь не удивишь подобной красотой – компьютеры, графика и т.п. достижения науки. А тогда вновь созданное, никогда не виденное поражало и шокировало – неужели такое возможно? Впоследствии довелось бывать мне в Москве. Пытался я сравнить по красоте их станции метро, и не смог. Наше метро красивее. Правда, стало возможным и переселение людей, исстари живших в некоторых махаллях города. Одна из них – Янги – Махалля (о ней уже рассказывалось в цикле статей «Махалля, как имя твое…»)  Она была снесена в связи с необходимостью прокладки трассы метрополитена, а затем на ее месте был возведен величественный Дворец культуры. Трамвай же №19 продолжал свою работу еще 3-4 года. Его трасса уходила к площади Хадра, оттуда налево, и на площади Чорсу уходила направо. Таким образом, пересекая весь город, можно было доехать до современного комплекса «Узкургазмасавдо» (быв. дворец спорта «Юбилейный»). На нем мы и ездили смотреть и слушать концерты ВИА «Песняры», В.Леонтьева и других известных исполнителей того времени. Но шло время, и этот маршрут был упразднен как не оправдывающий себя. Да и не мог он соперничать со скоростными электричками подземки. Были убраны диспетчерская, рельсы, светофоры. Хотя еще до недавнего времени можно было видеть часть рельсового пути в районе станции метро «Чиланзар», напротив угловой 9-тиэтажки 16-го квартала.                 

А мы, жители 14-го квартала, стали ездить в ВУЗгородок через Ак-Тепе, на 34-м автобусе. И каково же было мое удивление, когда весной 1989 года, приехав в отпуск с берегов прохладной Балтики, я узнал, что за время моего отсутствия через канал Ак-Тепе около больницы неотложной скорой помощи построен мост, и появилась возможность доехать до городка студентов в 2-3 раза быстрее. Так я и поехал встречать из университета любимую девушку – в парадной форме и с цветами.                            

С той поры прошло много лет. У меня взрослый сын, подрастает любимица дочь. И все равно я часто вспоминаю тот миг, когда с сияющими глазенками забирался в кабину отцовского грузовика...

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: История Ташкента, Метро в Ташкенте, Транспорт Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 5479

Комментариев: 2


2011-06-15 14:48:09, Гость_metrotashkent:

В 1989 году нельзя было доехать до ВУЗгородка, только до базара Чор-Су, а в ВУЗгородок метро пришло в 1991 году 30 апреля, когда были сданы станции Тинчлик и Беруни. Метромосты с 1980 года до 2001 в эксплуатацию не сдавались.
Подробно о нашем Ташкентском метро можно почитать и посмотреть на http://metrotashkent.narod.ru/неофициальном сайте  :)

2011-06-20 15:55:49, Гость_Metrofil:

А мне посчастливилось в детстве увидеть строительство станции "Ташкент" около вокзала. Вся площадь была разрыта, строили тоже открытым способом. Всё было хорошо видно сверху. Меня поразила большая глубина котлована, для станции мелкого залегания как-то глубоковато. Параллельно метрошным путям были проложены трубы большого диаметра, зачем, не знаю. Трамвайные пути (одноколейка) огибали всю стройку. Потом в котловане появилась покатая крыша на всю ширину вокзальной площади, а через некоторое время станция открылась.

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.