Ташкентские храмы. К 150-летию Среднеазиатской епархии (часть 3)

30.10.2021

Сегодня у нас необычная экскурсия. Мы начнем ее на самом солнцепеке – напротив входа в музей железнодорожной техники. Почему именно здесь – спросит просвещенный читатель? Да потому, что находимся мы на историческом месте. Именно здесь находился пятый по счету православный храм, возведенный по проекту знаменитого ташкентского архитектора - Георгия Михайловича Сваричевского.

Этот храм примечателен тем, что ни государство в лице военного ведомства, никакое другое министерство не имело отношения к финансированию постройки этого  красивого сооружения –  сие церковное здание  было возведено исключительно на деньги, собранные рабочими и служащими железной дороги.  Саму дорогу как раз строили в направлении Ташкента, равно как и первый железнодорожный вокзал, и площадь при нем, сооружаемые одновременно с церковью.

Близость к железной дороге сыграла только положительную роль для нового храма – уже при строительстве он был подключен к электрическому освещению, в отличие от остальных церквей, пользовавшихся в основном свечным освещением.

Строили новую церковь из красивого привозного кирпича белого цвета – довольно необычный материал, и украшали внутренние помещения храма буквально всем миром – например, образа  иконостаса были собственноручно написаны сёстрами московского Новодевичьего монастыря.

На колокольне были установлены восемь колоколов, отлитых в главных железнодорожных мастерских. Главный из них, набатный,  весил   совсем «немного» – всего-то шесть тонн, а его звук был слышен в самом центре города.

Возводился храм под  руководством одного из самых лучших инженеров - строителей Туркестанского края - Александра Ивановича Урсати, оставившего нам на память железнодорожную станцию Урсатьевскую – ныне город Хаваст.

Освятили новую церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 23-го ноября 1899-го года в присутствии всех высших чиновников управления края и города, и при огромном скоплении верующих. Настоятелем нового храма был назначен протоиерей Михаил Андреев, судьба которого впоследствии сложилась довольно-таки трагически. 

Храм был своеобразной архитектурной доминантой города, видимый даже из центра Ташкента, и, поговаривают, что существуют даже панорамные снимки его ближайших окрестностей, которые мне пока найти не удалось.

Благовещенскому храму удалось пережить все исторические перипетии 1905-го, 1917-го годов, но как тогда писали  газетах – «по просьбам трудящихся», в начале 1920-х годов он был… снесен, еще при жизни автора проекта.

Один из «краеведов» по сию пору утверждает, что остаток храма якобы существовал до начала 90-х годов,  и в нем располагалась некая служба железнодорожная. Вот только помню я, что на месте этом находилась конечная троллейбусная остановка, а затем здесь возвели входную арку в музей «паровозов», как его часто дети называют…

В прошлом году, еще тепло было, решил я прогуляться неподалеку  от места  бывшего расположения Благовещенской  церкви, а именно за вокзалом, вдоль улицы Кушкуприк, некогда именовавшейся Казачьей. Потому как здесь находились казармы 5-го, имени атамана Могутого, полка. От этих красивых казарм ничего не осталось – то военные не разрешали фотографировать, то новоявленные застройщики не дали такой возможности – сохранить для истории  виды воинских сооружений второй половины девятнадцатого века… 

Но, подойдя почти к окончанию улицы, я заметил здание интересной конфигурации и внешнего оформления. Зашел во двор, и, встретил, как оказалось, директора районного «Ватанпарвара», любезно разрешившего мне сделать несколько снимков. В разговоре с директором выяснилась ошарашивающая подробность – по его словам, в здании, в котором он директорствует, располагалась…церковь. Сие сообщение подтверждалось и настенными украшениями, пока еще сохранившимися под крышей сооружения, и конфигурацией  ныне заложенных кирпичом оконных проемов, которые прямо указывали на принадлежность здания к церковным сооружениям.

Вот тут-то и закралась у меня крамольная мысль – а не тот ли это «потерянный» храм Александра Невского, о котором задавался вопросом один из «ташкентоходов»? Я пока не нашел никаких сведений об этом здании, есть одни только предположения, которые не могут ни подтвердить, ни опровергнуть  даже в канцелярии митрополичьего округа. Зато как возмутятся продвинутые «краеведы» - «одноименный храм ныне в городе только один, остатки второго снесены в 2009-м»… Уже слышу их гневные голоса… Давайте разберемся…

Одноименный храм, точнее – храм – часовня, в городе действительно один. И находится он на шестом (!!!) по счету православном кладбище, Боткинском. Оно было основано в 1872-м году, на землях, подаренным городу Николаем Ивановичем Ивановым – известным предпринимателем тех времен.

К окончанию строительства им же был подарен новому храму – часовне хоть и деревянный, но очень красивый резной иконостас. (В воздаяние заслуг перед православной церковью в 1906-м году именитого купца похоронили рядом с церковью – его могила сохранилась и поныне).

Закладка  нового храма была произведена 23-го ноября 1902-го года, а установка первого камня с его освящением – 6-го декабря того же года. Строился храм по проекту тогда еще полковника Александра Александровича  Бурмейстера, строителями руководил капитан Ф.В. Смирнов. Строительство заняло целых два с лишним года, а освящен был храм 8-го мая 1905-го года благочинным протоиереем Константином Богородицким в присутствии руководства края и города.

На переднем фасаде храма – часовни были устроены две колокольные башенки, а колокола для них были отлиты здесь же, в Ташкенте – история сохранила даже фамилию мастера – Полищенко.

Правда, вскоре храм пришлось срочно ремонтировать – видимо, грунт дал чрезмерную осадку – все же здесь были дачные земли. Но полковнику А.А. Бурмейстеру удалось быстро все привести в порядок, и с тех пор храм надежно стоит на своем месте. Правда, уже в наши времена храм пережил две реставрации, но сейчас он выглядит как новенький.

Но мы отвлеклись...

Как выяснилось, первоначально имя Александра Невского носила церковь – палатка, датированная 1865-м годом. С ней все понятно – палатки долго не живут. Но затем были еще церкви: датированная 1884-м годом, располагавшаяся в одной из лагерных казарм, что расположились  «на восточной окраине» города Ташкента. Здесь, вполне возможна ошибка в указании стороны города – на картах тех времен на востоке города никаких казарм нет, и ее местоположение остается загадочным.

Еще одна церковь, носившая имя Святого Князя Александра Невского, была освящена  23-го августа 1885-го года, и ее местонахождением считается современная улица Якуба Коласа, или же жилой массив, его середина, напротив средней школы №110. Именно в тех местах находились казармы 2-го, 3-го и 4-го Туркестанских стрелковых батальонов, в одной из казарм которых и располагалось сие религиозное заведение.

Еще одна церковь, носившая имя славного князя – воителя, входила в комплекс зданий Туркестанской учительской семинарии, и находилась на южной окраине центрального сквера нашего города. Ее возводили «по просьбам учащихся» семинарии, и ее строительство велось по проекту не менее известного в нашем крае архитектора   Алексея Леонтьевича Бенуа. Окончание строительства и освящение красивого пятиглавого  храма датируется 22-м ноября 1897-го года  , а его жизнь окончательно прекратилась в 2009-м году, когда снесли около сквера то, что оставалось от красавца – храма.

Так куда же девалась еще одна церковь Святого Александра Невского, ведь в ее описании  четко сказано - 12-й Туркестанский линейный батальон, 5-й полк Оренбургского казачьего войска и 7-й Западносибирский линейный батальон с указанием количества прихожан «обоего пола». Почему-то на картах мы не нашли мест расположения 12-го линейного Туркестанского  и 7-го Западносибирского батальонов – в те времена      с точностью картографических изданий строго было. Так, может, это она и есть, та самая церковь, переданная в распоряжение автошколы, в которой так любезно мне разрешили провести фотосъемку? Поэтому придется продолжить поиски в архивах города…

А мы заканчиваем столь краткий экскурс в историю ташкентских храмов, и упомянем о самых молодых, ныне действующих религиозных заведениях Ташкента. Это два храма – один освящен во имя святого Ермогена,     и находится он неподалеку от места расположения теперь уже не существующей Никольской церкви – церкви Николая Угодника, покровителя моряков русских, освященный 21-го июля 1890-го года.  Храм же Ермогена начали возводить в 1854-м году, и освятили лишь 11-го  декабря 1957-го года. Его адрес -  ул. Ойшахонум, туп. 1, дом 3. Это первый поворот направо от автобусной остановки перед первым мостом по Буюк Ипак йули вперед, и направо, вниз по улочке.

И последний храм, находящийся на Домбрабадском православном кладбище – Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Первоначальная постройка датирована 1970-м годом, как зал гражданских панихид, но ташкентский тогда еще горисполком передал заброшенное здание православной церкви 23-го августа 1991-го года. Несколько лет велись ремонтные работы, вследствие которых архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский (так в те времена называлась сия должность) Владимир 18-го ноября 1999-го года провел чин освящения нового храма. 

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Достопримечательности Ташкента, История Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 78

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.