Мингурюк – созвездие памяти (Часть 2)

22.08.2019

Окончание

Так все же – почему я так назвал мой очередной «опус» - созвездие? Да потому, что прямо рядом, буквально в пяти – десяти метрах от древнего городища, в далеком 1927-м году, по проекту уже упоминавшегося Георгия Михайловича Сваричевского был сооружен двухэтажный жилой дом, предназначенный для работников железной дороги.

Он был построен в стиле так называемого «конструктивизма», и за все время, прошедшее со дня его сдачи в эксплуатацию, остался одним – единственным, сооруженным в подобном стиле. По крайней мере, в нашем древнем городе, столице древнего Турана.

Да, Георгий Михайлович, может быть, и не обратил внимания на рядом стоящий холм, хотя, могло быть и наоборот. Но дом всего-то двухэтажный, и не несет той нагрузки, которую мог дать семиэтажный дом, находившийся еще недавно в планах неизвестной строительной компании.

К счастью, дом сей был,  наконец-таки, признан памятником архитектуры, на нем укрепили мраморные таблички  с соответствующим указанием, и сегодня жильцы дома – памятника почти каждый день наводят во дворе дома чистоту и порядок.

И, кроме того, строить что-то новое, многоэтажное, в охранной зоне древнего археологического  памятника – попросту и неразумно, и запрещено Законом, ведь могли и ему нанести непоправимые повреждения.

Ну, а мы пока идем дальше, и вспомним о еще нескольких удивительных памятниках, находящихся буквально в пределах двухсот метров от седого городища Мингурюк.

С другой стороны, чуть ниже, в сторону вокзала, стоит небольшое, скромное двухэтажное здание. По моим предположениям, сооружение сие принадлежит творческой руке незабвенного Вильгельма Соломоновича Гейнцельмана – по крайней мере, и туркестанский кирпич, и манера исполнения проекта явно «выдает» его стиль работы.

Все дело в том, что чуть более ста лет назад некая бельгийская фирма с мудреным названием «Анонимное общество Ташкентский трамвай» предложило построить в нашем городе трамвайные линии. Пока еще конные – так называемую «конку». Понадобилось место для  размещения парка трамваев. И вот на улице, тогда еще Елисаветинской, нынешней Моштабиб,  и был построен ремонтный завод, рядом с территорией которого размещалось то самое трамвайное депо конного трамвая,  из которого  с 1901-года, каждое утро выезжали вагоны, влекомые парой лошадей.

А здание, дошедшее до нас, использовалось как трамвайное управление. Ныне в нем располагается известная в городе строительная компания, которой лично я безмерно благодарен. Благодарен за то, что ее руководители не упустили случая, и приобретя здание в собственность, (вроде бы так), не только отремонтировали его, но и сохранили его практически в первозданном виде.  Интересный факт – в помещениях именно этого ремзавода – трамвайного депо, в самый тяжелейший год войны – 1942-й, разместили эвакуированный в наш город московский завод «Подъемник». Сей завод вообще-то выпускал…строительно – монтажные краны различных видов  и назначения,  а в минувшую войну – продукцию оборонного значения.

Сам завод и сейчас вроде бы работает, только переведен в другое место. А на его территории сооружены в большинстве своем обычные жилые здания…

А мы продолжаем…

Напротив, через дорогу, стоит не особо приметное, но также известное здание политехникума, еще недавно политехнического колледжа. В нем учились многие наши соотечественники, работавшие впоследствии на самых крупных заводах как Ташкента, так и далеко за его пределами. Здесь готовили студентов по пятнадцати самым разным специальностям.  Основан он был в далеком 1959-м году, то есть в этом году учебному заведению исполнилось бы целых шестьдесят лет. С виду и не скажешь, что еще в восьмидесятых годах и оно тоже было признано памятником архитектуры второй половины прошлого столетия.  По крайней мере, при нормальной эксплуатации, как я могу предположить, простоит оно еще лет этак сто – сто пятьдесят.

А мы спускаемся на самый угол  перекрестка, и останавливаемся около симпатичного четырехэтажного здания с магазином на углу дома. Он сооружен в Г-образном виде, а вход в него практически единственный – через арку со стороны улицы Нукусской. Дом уникальный – из отличного кирпича, с толстыми стенами,  все квартиры с высокими потолками, да и просто красивый.

Строили его в предвоенные годы – с 1939-го по 1941-й, и достроить его по первоначальному замыслу так и не удалось. В таком, недостроенном виде, он был передан в распоряжение работников только что эвакуированного из подмосковных Химок в наш город авиазавода №84, известного впоследствии как ТАПОиЧ.

Из-за начавшейся Великой войны квартиры третьего и четвертого этажей, чьи окна выходили во двор, так и остались без балконов, но впоследствии некоторые жильцы самостоятельно «достроили» их по «собственным» проектам, так что самострой сей  проекту здания не соответствует.

Говорят, что в доме еще остались те, кто въехал в него в том самом, страшном, 1941-м году. Но, люди очень пожилые, и свои квартиры они покидают очень редко и неохотно…

Смотрим через перекресток по диагонали. Здесь возвышается еще одно здание, на первом этаже которого не особо давно располагался известный многим ташкентцам хозяйственный магазин. У меня очень мало сведений об этом сооружении, но построен этот жилой дом несколько позже своего соседа, и отличается от него своим внешним видом. Обратите внимание на угловой балкон - ротонду четвертого этажа. Такого украшения более нет ни на одном здании нашей столицы.

Мы переходим через старую Мариинскую улицу, носящую ныне имя столицы Каракалпакии, и направляемся в сторону древнего Салара, и останавливаемся около еще одного памятника архитектуры. Кстати, тоже недостроенного. Мы видим перед собой сооруженное в 1938-м году здание Дворца культуры железнодорожников. Почему оно не было завершено строительством, не совсем ясно. Точнее – здание самого дворца вполне себе соответствует первоначальному замыслу архитектора А. И. Павлова. Попросту, согласно проекту, на этой площадке должны были быть сооружены еще несколько зданий, составлявших собой целый комплекс. Но, увы, комплекс сооружен не был, может быть, и к лучшему. 

В самом здании дворца располагаются кинотеатр и концертный зал, профсоюзная библиотека центрального совета профсоюза железнодорожников Узбекистана, а также  дорожная научно-техническая библиотека нашей железной дороги, и, что кажется естественным, Музей истории железной дороги.

Мы переходим мост через Салар, и поворачиваем взгляд влево, в сторону главного входа в музей железнодорожной техники.

Что тут может быть интересного – спросит очень привередливый читатель. В том то все и дело, что именно на этом месте, месте главного входа в музей стояла величественная Благовещенская церковь, сооруженная по проекту инженера Урсати Александра Ивановича, инженера путей сообщения. Видимо, по его фамилии была названа и  железнодорожная станция Урсатьевская, ныне, по - моему, Хаваст.

К сожалению, время не уберегло красивое сооружение. В конце 20-х годов прошлого столетия она перестала выполнять свойственные ей функции, потом была «срезана» по высоте, и, в конце концов, снесена. Долгое время на ее месте находилась конечная остановка троллейбусных маршрутов.

Ну, а про интереснейший музей железнодорожной техники можно говорить часами. Здесь есть интереснейшие экспонаты, которые чуть не отправились на металлургический завод Бекабада, на переплавку.

Просто замечательно, что в 1988-м году на станции Ташкент – пассажирский проходила выставка, посвященная столетию железнодорожного  транспорта в Средней Азии. Была показаны локомотивы самых разных времен и конструкций, работавшие на наших линиях. По просьбам посетителей ее решили сохранить – музеефицировать. Благо, место рядом с вокзалом было, а построить временный участок рельсового пути для перегона экспонатов на места вечной стоянки особого труда не составило.

Мне и моему деду Василию Алексеевичу, посчастливилось неоднократно бывать в депо «отстоя», которое во времена моего детства располагалось справа от вокзала, там, где ныне грузовой отдел.

Деда, видя нагрудный знак «Почетный железнодорожник», беспрепятственно пропускали на территорию «базы хранения», и он мог часами рассказывать  и показывать, на каком локомотиве ему приходилось возить пассажиров и грузы, в том числе и в годы минувшей войны.

Деда давно нет в живых, но ему все-таки удалось успеть взглянуть на новый музей, постоять  в рубке «Овечки», похлопать бока «Фэдушки» (марки ФД), «Сушки», «Сухарика» (марки Су), полюбоваться «Элкой» (марки Э) и «Пашкой» (марки П-36 «Победа»), ласково погладить колеса любимой «Елочки» (марки Е). (Все эти «названия» – профессиональный жаргон железнодорожников 30-х-50-х годов прошлого века. Прим. автора).

Такое вот созвездие памяти, уважаемые читатели. Выбирайте время, приезжайте в район вокзала, прогуляйтесь по не совсем, правда, тихим, улицам этой части района, зайдите на Мингурюк, и прикоснитесь к частичке истории нашего древнего города.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Достопримечательности Ташкента, История Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 769

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.