Первый пилот республики

10.06.2019

Эту улицу знают все. И эту площадь – тоже. И двухэтажное здание, расположенное за невысоким забором, знают многие. Именно они расскажут нам сегодня о скромном человеке, много лет возглавлявшим ташкентский авиаотряд, а затем и аэропорт.

Итак, мы едем по проспекту Бабура к воздушной «гавани» нашей столицы.

Абдусамат Тайметов…

Это имя знакомо и ветеранам авиации, и молодым пилотам. Знакомо потому, что в свое время он стал первым. Первым пилотом узбекской национальности. Первым и единственным пилотом, выполнившим самое главное в его жизни, самое ответственное и почетное задание…

Родился наш герой в многодетной семье Тайметовых, в далеком 1909-м году, в чимкентском уезде, в селении Чернак. Малышу было всего два года, когда ушла из жизни его мать. А еще через три года дети остались сиротами – в 1914-м году Таймет Тайметов, отец будущего летчика, тоже покидает сей мир. Представить трудно, какие чувства испытывали пятеро детей, оставшись без родителей… Но двоюродный брат не оставил их в беде. И до своего совершеннолетия Абдусамат вместе с братьями и сестрами воспитывались у родственника, выполняя любую домашнюю работу и даже успевая учиться.

С раннего детства трудолюбивый и любознательный, Абдусамат одновременно учился в двух школах – утром уходил в светскую (то есть обычную), а по вечерам посещал занятия в мактабе у муллы Артыкбай-суфи. Старая школа особых знаний не давала, но зато юный Абдусамат выучил арабский язык и научился писать арабской вязью. Это умение он неоднократно использовал в своей дальнейшей жизни. Односельчане с уважением относились к пареньку, и как «особо грамотного», окончившего всего лишь начальную школу, выбрали его секретарем кишлачного совета, а после настояли на отправке Абдусамата на агрохимические курсы, которые он окончил в Ташкенте, будучи двадцати лет от роду.

Не знаю, чему можно научиться за три месяца, но герой нашего рассказа сразу по возвращении в родное село возглавил борьбу против сельскохозяйственных вредителей. В результате колхоз, где работал молодой специалист, был признан одним из самых лучших, и получил необычную награду – не орден, не премию, а сеялки, бороны и железные сохи (род плуга для вспашки земли – прим. автора). Односельчане, упоминая в разговорах имя молодого земляка, утверждали, что ему нужно учиться дальше, а потом вернуться обратно и посвятить себя земледелию. Наверное, также думал и сам Абдусамат. Но только вот поселилась в нем «болезнь». Заразная, но неопасная, толкнувшая его в небо. Когда он впервые увидел полученный колхозом новенький американский трактор «Фордзон», задумался – как устроена эта штука? Ну, а впервые увидев пролетевшую над ним двукрылую «стрекозу», понял – его место не просто на земле. Его призвание – небо. Но прошло немало времени, пока Абдусамат Тайметов обрел свои крылья.

В 1930-м году он поступает в Среднеазиатский Индустриально-хлопко-маслобойно-механический техникум (ну и названия были в то время), где и учился три года. Много всего произошло за это время. Была и командировка в Таджикистан, где царил разгул криминала. Был и строгий выговор от директора техникума за то, что столь прилежный ученик почему-то не поехал на завод проходить практику. А ларчик открывался просто - по вечерам студент техникума отправлялся учиться в планерной школе Осоавиахима. И, естественно, практические полеты для него были важнее, чем прохождение обязательной, но все-таки нелюбимой заводской практики. Полеты на планере окончательно убедили молодого человека, что его стихия – именно небо, полеты, покорение пятого океана.

А потому в 1933-м году Абдусамат – ака подал заявление о приеме в 3-ю Объединённую школу пилотов и авиационных техников ГВФ (гражданского воздушного флота) в Балашове. Среди почти двух тысяч курсантов Абдусамат Тайметов оказался единственным узбеком.

И трудно пришлось бы будущему асу, если бы не инструктор - Константин Иванович Карташов, происходивший родом из Душанбе. Он хорошо владел узбекским языком и оказал земляку неоценимую помощь в изучении авиационной науки. Вполне возможно, что во время учебы Абдусамат Тайметов познакомился с еще одним ташкентцем, к тому времени уже ставшим инструктором школы. Это Борис Тихомолов, также впоследствии ставший пилотом узбекского авиаотряда ГВФ. О нем мы расскажем чуть позже.

Два года пролетели как один день. Освоены - учебный самолет У-2, пассажирский П-5, легкий бомбардировщик Р-5 (в пассажирском варианте – ПР-5). Молодого пилота распределяют на работу в родную республику - в узбекский авиаотряд ГВФ. Руководство нашего авиаотряда, видимо, все-таки следило за тем, как учится курсант, и как только летчик, пока еще 3-го класса, вернулся в Ташкент, ему доверили обучение начинающих пилотов и техников. В эти годы в Ташкент поступают как новые типы авиатехники, так  и отслужившие свое военные самолеты. Их, используя все возможностями, переделывают под гражданские нужды. Благо, в Ташкенте есть авиаремонтные мастерские. Поэтому пилоту Тайметову пришлось освоить такие типы машин, как Г-2, (четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 конструкции А.Н. Туполева), двухмоторный «Сталь-2» авиаконструктора Роберто Бартини и, конечно же, знаменитый двухмоторный скоростной бомбардировщик СБ, в гражданском варианте получивший обозначение ПС-41 (почтовый скоростной).

Ходжейли, Мары, Кушка, Турткуль, Фергана, Бухара, Душанбе и другие – практически во всех городах Средней Азии неоднократно приземлял свою машину командир экипажа А.Т. Тайметов. Приходилось ему выполнять  и особые задания, не свойственные простому пилоту. Неоднократно Абдусамат-ака организовывал новые аэродромы в отдаленных райцентрах и осваивал в качестве первооткрывателя новые авиалинии по доставке почты и грузов. А, стало быть, начальство доверяло пилоту, знало – выполнит задание, не подведет. О невыполнении не могло быть даже мысли – настолько самозабвенно любил свою работу недавний выпускник «балашовки».

Любил настолько, что, будучи инструктором по летному делу у группы курсантов аэроклуба, влюбился в Бибинисо Балтабаеву, обучавшуюся прыжкам с парашютом в числе первых трех девушек – парашютисток узбекской национальности. Это были Акила Атаулаева, Башарат Мирбабаева и избранница Абдусамата Тайметова.

Став женатым человеком, Абдусамат–ака также продолжал много летать, повышал свое летное мастерство, даже не предполагая, в каких именно условиях будущего он проверит все свои навыки. 22 июня 1941 –го года разделил жизнь опытного пилота на «до» и «после». В это время наш пилот был повышен в должности – его назначили командиром учебной авиаэскадрильи с базированием в поселке Сырдарья. На все рапорта с просьбой отправить не фронт командование отвечало отказом, заодно ставя на вид строптивому пилоту важность подготовки летчиков для боевых частей. И лишь в 1944-м году командование удовлетворило его очередной рапорт об отправке на фронт.

Абдусамата Тайметова направили в 10-ю гвардейскую авиационную дивизию дальнего действия. Она была вооружена самолетами Ли-2 сборки эвакуированного в Ташкент 84-го авиазавода. И хотя эти машины предназначались для перевозки пассажиров, на заводе выпускали модернизированный вариант, предназначенный для боевых условий. На них ставились оборонительные пулеметы, один из них – в башне, бомбодержатели или десантное оборудование.

Об этом самолете пилоты с любовью говорили: «- Только не надо мешать ему лететь!» К тому же на этих машинах летчикам в полетах было намного легче, чем в обычном бомбардировщике. Всегда можно было выйти в салон, размяться, а не сидеть часами в тесной кабине.

Да и второй пилот был справа, и борттехник мог подойти и по вызову, да и просто поболтать, особенно в условиях облачности, когда истребители противника не имели возможности произвести атаку. Более сотни боевых вылетов. Ночные полеты вообще штука напряженная, а тут – далеко за линию фронта. Сбросить группу разведчиков, грузы партизанам, вывезти раненых и больных, детей и женщин из партизанского «края», с посадкой ночью и в незнакомых условиях, ориентируясь только на свет костров – тяжелейшая и опаснейшая работа.

Вот эту самую работу и приходилось выполнять экипажу в составе командира – старшего лейтенанта Абдусамата Тайметова, второго пилота Петра Гордиенко, штурмана Николая Александровича Смирнова, бортмеханика Ивана Демина и бортрадиста Михаила Калинкина. Летали они и по заданиям штаба партизанского движения Польши. Именно потому за более чем шестьдесят вылетов в интересах поляков Абдусамат Тайметович Тайметов был награжден польским военным орденом «Virtuti Militari» - «Военные заслуги». Награда, достаточно редкая для наших военных.

Январь 1945-го года. Пилота переводят в 19-й полк особого назначения. Абдусамат – ака получает новенький C-47 (Си-47), американского производства. Тот самый «Дуглас», «Старый толстяк» - как только не называли этот самолет в разных странах мира. Кстати, именно он является прототипом нашего Ли-2, названного так по фамилии авиаконструктора Бориса Лисунова. До мая месяца экипаж выполнял самые разные задания командования. И вот, возвратившись из ответственного полета в Тегеран, Тайметов получил приказ не отлучаться из общежития до особого распоряжения. А его самолет был взят под охрану.

Абдусамат - ака недоумевал – что же могло произойти? Оказывается, именно его экипажу был доверен полет в поверженный Берлин, чтобы доставить пакет с Актом безоговорочной капитуляции Германии и знаменем Победы. 9 мая 1945-го года экипаж был торжественно встречен на Центральном аэродроме Москвы.

Война окончена. Через несколько месяцев Абдусамат Тайметович возвращается в родной город и занимает должность начальника 161-го авиаотряда спецприменения ГВФ.

Через несколько лет известный пилот был назначен начальником Ташкентского аэропорта, и избран депутатом Верховного Совета нашей республики. Удивительно - после пятидесяти лет Абдусамат–ака поступает на юридический факультет ташкентского университета и с блеском его заканчивает, заняв впоследствии должность главного юрисконсульта Узбекского Управления Гражданской Авиации.

Ровно через сорок лет после начала войны забарахлило сердце. В этот день старый пилот вспомнил погибших друзей, своих боевых товарищей, всех тех, с кем прошел военными дорогами. Менее чем через месяц Абдусамат Тайметович Тайметов, первый из парней – узбеков поднявшийся в небо, доставивший весть о Победе, ушел в свой последний полет.

Вот только уже – навсегда…

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: История Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 113

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.