Монастырь. Ташкентский. Женский

29.03.2019

Сегодня мы снова прогуляемся по старой Казачке. «Что там осталось интересного» – скажете Вы. «Все уже изучено, обо всем рассказано». Не совсем так. Садимся на автобус и едем до остановки   с известным всем ташкентцам  названием - «УзБУМ»…

Старая тихая загородная улица, носящая имя самого «страшного» для нас, мужчин, дня – 8 марта. Пассажиры проезжающих мимо автобусов, «летящих» маршруток попросту не обращают внимания на здание, виднеющееся с широкого шоссе. А между тем, ему есть что рассказать. Но не умеет оно говорить. Потому рассказчиком буду я.

Каждый день, в определенное время, а по праздничным дням – очень  часто, раздается над улицей и окрестными домами колокольный звон. Его слышно даже около автобусной остановки «Завод Узэлектроаппарат». На этой небольшой улочке расположено новое здание Свято-Троицкого Никольского женского монастыря.

Женщины, ушедшие из «мира», надевшие черные одежды и монашеский клобук, отрекшиеся от всем доступных радостей…

Что ищут они здесь, чем живут, о чем думают?

История монашества уходит далеко в историю, в тысячелетия назад. Монахами становились по самым разным причинам. Кто-то искал успокоения в страстях житейских, у кого-то случилось несчастье в жизни, а третьи  решили найти для себя уголок тишины и покоя, удалившись   от мирского жития.

Кого-то отправляли в монастырь на покаяние за совершенные неправедные поступки, а женщины, бывало,  попадали в монастыри и против своей воли, например, как жена одного из русских царей – Петра Первого – Евдокия Лопухина, или его же сестра – царевна Софья.

Так откуда он взялся в Ташкенте, этот самый монастырь, и каков его жизненный путь?

Наш женский монастырь возник в далеком 1893-м году, когда по пожеланию епископа Туркестанского  и Ташкентского Преосвященного Григория была организована всего лишь небольшая община из женщин, пожелавших принять иноческий постриг.

В те времена недалеко от Ташкента, на территории нынешнего массива Куйлюк, существовало небольшое село Успенское, рядом с которым и был предоставлен только что созданной женской общине  земельный участок для сооружения церкви, жилого и служебного корпусов, трапезной и крещальни.

Первым «спонсором»  нового религиозного заведения стал полковник Григорий Иванович Ионов, выделивший новоявленным монахиням земельный участок величиной всего в 3 десятины 450 кв. сажен. Кому хочется, пускай сам переведет эти величины в современную меру площади…

И хотя земли было немного, насельницы общины самостоятельно занялись разведением сада и огородов – им тоже нужно было как-то жить, что-то кушать. Ведь уход от мирской суеты означает, к тому же, бескорыстный труд на благо всех, проживающих на территории церковного заведения, несение беспрекословного послушания и даже отказ от своего имени, данного тебе родителями при крещении.

Уже на следующий, 1894-й год, сооружается и освящается во имя святителя Николая новая церковь, в строительстве которой принимали участие и женщины – монахини. Правда, трудились они на тех работах, где их скромных сил вполне могло хватить. Трудоемкие работы, естественно, взяли на себя строители – мужчины.

В этом же году был «сдан в эксплуатацию» и новый жилой корпус с кельями для насельниц монастыря. Церковь же, естественно,  стала использоваться не только монахинями для проведения церковных треб, но и окрестные верующие стали ее ревностными прихожанами. Зачем «бить» ноги, идти, или даже ехать в город,  за восемь километров, на вокзал, если рядом есть новенький храм.

Распоряжением Святейшего Синода была назначена первая начальница женской общины. Ею стала матушка Феодосия, переведенная из одного из монастырей на Западе страны. К сожалению, мне не удалось найти ее подробную биографию. Скажу одно – пост предстоятельницы она занимала недолго.

А потому, весной 1897-го года, второй «начальницей» становится  Капитолина Тимофеевна Барсова, в крещении инокиня Каллиста. Ее переводят на эту должность из Тихвинского женского монастыря, монахини которого передали ей в дальнюю дорогу, и в дар ташкентским монахиням «список» - копию с Тихвинского чудотворного образа Божьей Матери.

Этой иконе выпала трудная судьба. Забегая вперед, скажу – при наступлении «эры богоборчества» так называемые «борцы» с религией уничтожали не только сами храмы.  Они старались уничтожить все, даже чудодейственные образа. А, бывало, и присваивали таковые для «дальнейшей продажи». Ничего личного – просто бизнес.

Но, несмотря ни на что, икону удалось сохранить в Свято – Успенском соборе, несмотря на его весьма неблаговидное состояние. И лишь пять лет назад, 12 апреля 2014 года, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, в торжественной обстановке, возвернул икону законному владельцу – женскому монастырю.

Но мы отвлеклись.

Матушка Каллиста вместе со всеми монахинями трудилась на подворье, ухаживала за посевами и садом, обихаживала скотину, которой община успела обзавестись. Она старалась найти дополнительные способы материальной помощи общине. Но, к сожалению, наш климат не способствовал ее долголетию, и 15 июля 1897 года сердце самоотверженной матушки перестало биться…

В августе 1897-го года в Ташкент приезжает монахиня Евсевия, на плечи которой и ложится вся ответственность  за постепенно разраставшуюся общину. Но, с ее приездом в обители появляются, пусть и небольшие, но все-таки мастерские по производству золотошвейных изделий и иконописи.

Этим делом занялись монахини, изъявившие желание отправиться в далекий путь с новой начальницей святой обители.

Многие жители Ташкента оказывали общине помощь либо деньгами, либо, как жена полковника Ионова, выделяли земли. И тут мы снова сталкиваемся с вездесущим «известным высокопоставленным лицом».

Да-да, это опять великий князь Николай Константинович Романов, которому до всего было дело. А дело-то было в том, что его жена, Надежна Александровна Искандер, урожденная Дрейер, оказывается, имела смежный с монастырским, участок земли. И в 1900-м году, скорее всего, с разрешения или с ведома своего супруга, пожертвовала две с половиной десятины для женской обители.

А уж через одиннадцать лет, Константин Константинович, брат «высокопоставленного лица» удостаивает, к тому времени уже монастырь, своим личным посещением. И, скорее всего, зная характер и великодушие нашего «самодура  и мецената», а в чем-то братья были схожи, без каких-либо пожертвований и тут не обошлось.

Часть полученных земель использовалась и как монастырское место последнего упокоения, а потому меня смущает вопрос – уж не то ли это небольшое кладбище, что находится рядом с кольцевой автодорогой, там, где массив, именуемый в народе «Панельный». Потому как других православных кладбищ в этом районе попросту не наблюдается…

Летом 1901-го года при обители открывается церковно – приходская школа, где обучение вели как сами сестры – монахини, так и приходящие учителя. И не надо улыбаться – такие школы, даже по сравнению с современными, начальное образование давали достаточно высокого уровня. Многие, окончившие именно церковно-приходскую школу, без особых усилий могли  поступить в гимназии, и, бывало, на казенный кошт, либо в ремесленные, и даже кадетские училища.

Прошло всего несколько месяцев, и уже осенью текущего года решением Святейшего Синода вместо Николаевской женской общины и на ее месте учреждается женский монастырь, а его настоятельница получает повышение по службе – принимает сан матушки игуменьи, в котором и проходит до своего ухода на покой в январе 1907-го года.

Новая настоятельница монастыря, монахиня, впоследствии игуменья Лидия, продолжила дело своих предшественниц, исполняя не только свои обязанности руководителя святой обители, но и как простая послушница.

Тем более, что при монастыре производились самые разные работы, то есть «послушания». Это и ткачество, и садоводство, и даже хлебопашество – обычно тяжелая мужская работа.

Разводили пчел, собирали мед, пасли различную скотину, занимались рукоделием, писали иконы, вышивали золотом. Все это приносило определенный доход, но многое уходило и на содержание школы, зданий и сооружений обители, и, естественно, самих монахинь.

Так что сие религиозное заведение можно было назвать богатым с оч-ч-ч-чень большой натяжкой.

И все было бы хорошо, но начавшаяся первая мировая война, и последовавшие за ней исторические катаклизмы привели к закрытию монастыря, аресту и высылке игуменьи, матушки Лидии, и разгону всех насельниц.

Само же здание святой обители было конфисковано в пользу нового государства, и те, в то время  власть предержащие, не нашли ничего лучшего, как организовать здесь, по одним сведениям, женскую, по другим – пересыльную тюрьму.

По прошествии некоторого количества лет все здания бывшего монастыря были разобраны, скорее всего, на кирпич, для сооружения других объектов, и сегодня найти место первоначальных построек – дело, достаточно сложное.

…Прошло практически семьдесят лет со дня закрытия святой обители, и лишь в 1990-м году Святейший Синод принимает решение о воссоздании ташкентского женского монастыря.

Руководство города нашло возможность выделить новый земельный участок поближе к центру, на котором и был возведен молитвенный дом, через несколько лет перестроенный в современное монастырское здание.

Была возведена колокольня, колокола для которой были заказаны на одном из уральских заводов. Первый из них, самый большой, набатный, был поднят на свое место 3 апреля 1999 года.

Как и полагается в православии, монастырь был освящен, с возвращением ему первоначального имени – святителя Николая Чудотворца Мирликийского, покровителя моряков российских.

Ныне храм имеет не только садово-огородную территорию рядом с основной монастырской, но   и приличных размеров подворье неподалеку от города Чирчик. Там содержат всякую живность – коровы, гуси, утки, и, даже современный деликатес – кроликов.

Развивается растениеводство, результаты трудов которого идут на стол всем современным монахиням.

Так что, несмотря ни на какие завихрения истории, жизнь более чем столетней обители продолжается…

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Достопримечательности Ташкента, История Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 424

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.