Придут ли в школы качественные учебники?

11.10.2018

Одна из наболевших тем школьных учителей - учебники, по которым они вынуждены учить детей.

Существующая сегодня система издания учебников отвергает появление качественных учебников по целому ряду причин:

1. Нет конкуренции между авторами или авторскими коллективами - автора(ов) выбирает по неизвестным критериям Министерство народного образования.  Выбранные авторы заранее знают, что какого бы качества ни был их учебник, он будет издан многомиллионными тиражами, переведен на другие языки преподавания (русский, каракалпакский, таджикский и др.) и распространен по всем школам. Если даже найдутся независимые авторы и представят на рецензию свой учебник, экспертная комиссия найдет массу причин отказать в рецензии. Даже если учебник, представленный комиссии, будет качественно лучше уже утвержденного. А без одобрения экспертной комиссии и утверждения министерством никакой учебник никогда не будет издан.

2. Крайне короткие установленные сроки для написания учебника. После того, как выбраны авторы по тем или иным предметам, им дается определенный срок для написания учебника. Например, некоторые учебники для 11-го класса были написаны за 20−30 дней, что, конечно, не могло положительно отразиться на их качестве.  

3. Нет четко обозначеннык критериев, каким должен быть школьный учебник по тому или иному предмету. Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок обеспечения школ учебниками и учебно-методическими комплексами, не содержат каких-либо внятных механизмов отбора авторов или рукописей. Отсутствие прозрачных механизмов исключает участие в процессе людей «не своих», но, возможно, знающих, как надо создавать учебные материалы.  

4. Формальная апробация написанных учебников. Авторы твердо уверены, что если их выбрали, то их учебник все равно будет утвержден. Учителя, которые участвуют в апробации, тоже хорошо знакомы с действующей системой и знают, что учебник, который попал к ним на апробацию, будет утвержден, поэтому пишут формальные хвалебные отзывы или отзывы, требующие не коренной переработки, а лишь незначительных косметических правок, которые не  влияют на методическое качество учебника.

Все вышеперечисленные препятствия к появлению действительно качественных учебников вытекают из главной проблемы — это монополия. Какой смысл утвержденным авторам заботиться о качестве учебных материалов, если другого выбора у потребителей просто нет?

Почему бы в Узбекистане не использовать опыт других стран?

Например, в России по каждому предмету существуют альтернативные учебники, включенные в Федеральный перечень и школы выбирают, какие учебники использовать по тому или иному предмету. Когда у учителя есть возможность выбора, издательства и авторы стараются обеспечить качество.

Почему бы подобный принцип отбора не внедрить и в системе образования Узбекистана?

Сегодня некоторые учителя — особенно в школах с русским языком обучения — на свой страх и риск используют учебники, изданные в РФ, а утвержденными учебниками пользуются только при комиссии. По иностранным  же языкам почему бы не пользоваться учебниками, изданными именно в странах-носителях этих языков?

Материал представляет собой краткое изложение статьи Комила Джалилова - преподавателя Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени А. Навои.  

Комментарий редакции: современные учебные материалы не учат критически мыслить, анализировать и сопоставлять информацию. Тексты очень неудобны визуально.  Лучшему усвоению материалов и подготовке к тестированию способствовали бы красочные сравнительные таблицы, схемы. Разные люди воспринимают информацию по-разному  - кому-то достаточно прочитать обычный "голый" текст, кто-то лучше усваивает визуально оформленную информацию без "воды" в виде схем, графиков, таблиц и рисунков.

Приведем простой пример - в учебнике по биологии для 11 класса материал по основным центрам происхождения культурных растений представлен в виде сплошного текста, не разделенного даже на абзацы. Куда лучше учащийся запомнил бы эту информацию в табличной форме, где были бы четко разграничены центры происхождения культурных растений и растения им соответствующие. И таких примеров можно привести тысячи, не говоря о банальных грамматических ошибках, которые тоже не редкость в отечественных учебниках.

Плохие учебные материалы вкупе с не самыми лучшими педагогами отбивают у школьников желание учиться. А когда такие учащиеся перед поступлением в вузы приходят к репетиторам, чтобы наверстать упущенное, репетитору приходится начинать обучение практически с нуля.

В помощь будущим абитуриентам на рынке Узбекистана существует система тестирования Abitur.uz, которая позволяет успешно подготовиться к тестированию в самы престижные вузы Узбекистана и России.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Образование в Узбекистане, Школы Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 813

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.