Улица имени героя…

07.05.2018

Сегодня мы гуляем в районе бывшего магазина «Океан». Хороший был магазин, красивый, богатый на любого рода рыбные деликатесы. Неподалеку находится улочка, связанная напрямую  с одной из страниц нашего города.

Она  незаметна среди других, ей подобных. И, по  мнению некоторых жителей города, не может ни о чем рассказать. Ну, что там могло быть – узенькая, кривоватая, школ на ней нет, заводов тоже.  А между тем эта действительно узкая, проходящая через всю махаллю улица, может поведать о многом…

Внешне она почти не изменилась за прошедшие семьдесят с лишним лет. Правда, появились двухэтажные особняки – здесь почти центр города, престижное место. Правда, наверное, и в том, что новые постройки соответствуют старому названию – они тоже благоустроенные.

Правда, по решению топонимической комиссии города ей было возвращено историческое название – Кичик Миробод. В те дни у меня возник вопрос – зачем это было сделано, для чего? Наверное, стоило оставить предыдущее наименование, хотя бы потому, что имя Юрия Ивлиева было присвоено ей не просто так.  Оно превратилось в настолько запоминаемый топоним, что даже таксисты до сих пор возят пассажиров именно «на Ивлева»…

Юрий Дмитриевич Ивлиев…

Ему было неполных двадцать два года. Ему было ВСЕГО двадцать два года, а он уже был капитаном. Сложно предположить, что современным молодым выпускникам военных училищ удастся в подобном возрасте получить такое же звание.

Он уже был командиром авиационной эскадрильи, что также невозможно в современной армии  в столь раннем возрастном периоде.

В 21 год, 7 месяцев и 10 дней от роду он был удостоен высшего воинского отличия – звания Героя Советского Союза.

Чем же так отличился капитан, что его именем была названа целая улица?

Он наш, коренной ташкентец, родившийся на этой улице 16 марта 1923 года. Как и все его сверстники, учился в школе, где-то озорничал, ходил в кинотеатры, на танцы, возможно, даже дрался с пацанами с соседней улицы. Наверное, была у него и девушка, которая, возможно,  обещала ждать его, пока он будет служить в армии.

А в 1940-м году паренька призывают в армию. Именно здесь он нашел свое предназначение, именно армейская среда привела его в Чкаловское авиационное училище. Оно в то время располагалось в Оренбурге, да и сам городок носил имя знаменитого пилота – Валерия Чкалова.

Чкалов и сам закончил это же училище, и, самое интересное, немногим позже, всего через пятнадцать лет после Юрия Ивлиева в это же самое училище поступил учиться Юрий Гагарин. Вот такая вот историческая коллизия в судьбах трех пилотов двадцатого века.

Несмотря на начало Великой Войны, на уплотнение графика учебы, сержанта Ивлиева направляют на фронт лишь в 1942-м году. Почему сержант? – могут спросить некоторые «сведущие» в воинских званиях читатели.

Да потому, что до 1943-го года авиационные училища своим выпускникам присваивали именно это воинское звание, подчас доводя  служебную ситуацию до абсурда – командир экипажа – сержант, – подчиненный - механик самолета – лейтенант. Существовал же в то время подобный приказ…

Этот военный год был наитяжелейшим для нашей страны. В том числе и для пилотов особой, штурмовой авиации. Дело в том, что на фронте в то время имелись лишь одноместные машины, еще не имевшие бортстрелка, что приводило к большим потерям этого класса самолетов. Штатные стрелки стали появляться только на новых машинах во второй половине 1942-го года. Так что, вполне возможно, герою нашего повествования пришлось повоевать на и одноместной машине.

Война быстро все ставит на свои места.

Молодой командир был направлен на службу в 312-й штурмовой авиационный полк, входивший в состав 233-й штурмовой авиационной дивизии, она в свою очередь, находилась в составе  4-й воздушной армии.              

А что такое – самолет – штурмовик, коим тогда являлся знаменитый Ил-2, называемый немцами «черная смерть»?

Он был предназначен для выполнения самых рискованных, самых тяжелых боевых задач. Недаром, до 1942-го года, согласно приказу штаба ВВС, звание Героя страны присваивалось летчику – штурмовику за успешное выполнение тридцати боевых вылетов.

А это - проведение атаки противника на сверхмалых высотах – с четырехсот до пятнадцати -  пяти метров, под буквально ливнем снарядов и пуль, заходя на противника по два – три  раза, пока не расстрелян весь боекомплект.

Это – возможное ведение боя с истребителями противника при наличии патронов к пушкам и пулеметам. Это свободное ведение боя с бомбардировщиками противника, если происходило подобное столкновение.

И если пилот возвращался из первого боевого  вылета невредимым, то его уже можно было считать обстрелянным. Ну, а коли удалось уцелеть  после тринадцатого вылета (а летчики крайне суеверны) – пилот мог считаться почти неуязвимым.

Так вот, у молоденького «летуна» хватало и смелости, и дерзости, и находчивости ходить  в страшные, изматывающие атаки, бывало,  без истребительного прикрытия.

Например, 10 июня 1943-го года, экипаж лейтенанта Юрия Ивлиева, возглавлявший четверку «Илов», в составе двадцати четырех самолетов произвел налет на один из самых защищенных аэродромов противника рядом с поселком Сеща, что под Смоленском.

Несмотря на яростный огонь всех зенитных средств, штурмовики прорвались к летному полю и уничтожили пятнадцать нацистских самолетов. При отходе от цели ведущий был атакован двумя тяжелыми истребителями «Фокке-Вульф - 190». Две отраженные пилотом и его бортстрелком атаки разъярили немцев.

В третьей атаке кормовой пулемет был разбит, в кабине стрелка начался пожар, который стрелку удалось погасить прямо под обстрелом, и даже, удивительное дело, отбить четвертую атаку выстрелом из ракетного (!) пистолета.

На помощь пришли наши истребители, отбившие противнику охоту уничтожить неимоверно поврежденный самолет.

Штурмовик, выдержавший несколько прямых попаданий и получивший при этом десятки повреждений, летел буквально на «честном слове и на одном крыле». С трудом доведя машину до ближайшего аэродрома истребителей, Юрий Ивлиев умудрился посадить израненный штурмовик только на левое колесо.  Причем сажал он его в стороне от основного направления посадочной полосы, чтобы истребители тоже могли спокойно приземлиться на свой базе.

Сразу после посадки, после того, как экипаж выдержал страшный бой, приведя искалеченный Ил к своим,  пилот самолета потерял сознание.

И подобных вылетов и атак Юрию удалось выполнить более ста двадцати… Представьте себе – сто двадцать раз под ураганным огнем ВСЕХ видов оружия, по два – три захода на цель, атаки истребителей противника…

Так что к званию Героя  страны молодой комэска был представлен вполне заслуженно. Из наградного листа: «Всего на боевом счету капитана Ивлиева числится 20 уничтоженных танков, 11 самолётов на аэродромах и 1 самолёт, сбитый им в воздушном бою, 15 повреждённых и выведенных из строя батарей полевой и зенитной артиллерии, 10 взорванных складов с горючим и боеприпасами, 5 уничтоженных железнодорожных эшелонов, до 100 автомашин, уничтожил и вывел из строя до 500 человек немецких солдат и офицеров».                    

Солидный боевой счет летного экипажа…

Январь 1945-го года. Недалеко от Кенигсберга - города прусских королей была обнаружена крупная цель – танки   и пехота противника, выдвигавшиеся на боевой рубеж. 

Над аэродромом зеленая ракета – команда – взлет разрешен. И комэска, капитан Ивлиев поднимает свою эскадрилью в воздух на выполнение очередного боевого задания.

Это был его последний вылет…

Обнаружив цель, эскадрилья легла на боевой курс, в первом заходе отстреляв по цели реактивные снаряды. Командир повел подчиненных на второй заход, ведя обстрел цели пулеметно-пушечным вооружением самолета. И в это момент, как сказано в боевом донесении, написанном в штабе части, «при атаке скопления танков с пехотой противника, прямым попаданием снаряда из танка на втором заходе во время пикирования был сбит и врезался в землю».

Когда я искал информацию о молодом пилоте, нашел ссылку на «повтор подвига капитана Гастелло». Не верю, ибо штурмовик, мчащийся на малой высоте к цели, и находящийся под плотным огнем всего того, что может стрелять, ну никак не может мгновенно отвернуть при попадании снаряда и осознанно направиться «к скоплению техники противника».

В другой версии пилот выбрасывается с парашютом из горящей машины над полем боя. Это на предельно малой высоте? Купол парашюта просто не успел бы раскрыться…

Скорее всего, произошло все именно так, как и написано в донесении. После боя товарищам удалось отыскать место падения самолета командира эскадрильи. Он обрел свой последний покой     в братской могиле, расположенной в центре белорусского города Гродно…

Мне удалось побывать в этом славном городке. К сожалению, до  самого захоронения  дойти не удалось – служба, мы лишь проезжали неподалеку. Сопровождавший нашу команду  капитан местного гарнизона спросил у нас, молодых моряков, из каких мы городов.

Услышав, что я из Ташкента, рассказал о пилоте штурмовика, погибшего недалеко от этого тихого города, и похороненного здесь…

На старой улочке Ташкента  до сих пор стоит тот самый дом, который Юрий, вполне возможно, видел, приехав в отпуск в далеком 1941-м, будучи курсантом летного училища.  Отсюда он ушел. Ушел навсегда. Ушел, чтобы, отдав свою жизнь, сохранить наши жизни, жизни наших родителей и наших  с вами детей.

Я признателен владельцу кафе, которое располагается в бывшем доме семьи Ивлиевых. Он хранит память о нашем земляке.

Там, прямо в зале, находится портрет капитана Ивлиева со всеми наградами. И, может быть,  а я надеюсь на это, посетителям кафе, рассказывают, хотя бы вкратце, о том человеке, который оставил свое имя на карте столицы.

А членам топонимической комиссии хочу пожелать – отнеситесь внимательнее к истории нашего города – верните славное имя Героя. И будут люди признательны вам…

От редакции: на карте Ташкента "Мой город" вы сможете найти любую улицу Ташкента по устаревшему названию и посмотреть ее расположение в городе. Скачать карту Ташкента можно как на компьютер, так и на мобильный телефон системы Android. Программа распространяется свободно и не требует регистрации.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Улицы Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 1048

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.