Ферганская и ее соседи

31.08.2016

Когда-то, лет этак сто назад, эта улочка была достаточно короткой. Она продолжалась примерно до современного завода «Узэлектроаппарат», а потом переходила в пыльный Куйлюкский тракт. Но даже ей есть что рассказать.

Итак, сегодня наш маршрут пролегает по улице Ферганской и ее окрестностям…                         

И начинаем путешествие от того места, «что Первушкой зовется…» Завод, принадлежавший И.И.Первушину, существует и поныне. Его лишь перенесли из центра города на окраину.  Народный же топоним существует на том же месте и по сей день.  

Спускаясь с автомобильного моста – путепровода в сторону Куйлюка, с правой стороны мы видим производственные корпуса. Это бывшие Главные железнодорожные мастерские, основанные еще в 1900-м году  с целью ремонта подвижного состава – вагонов, паровозов, изготовления запасных частей. В годы минувшей войны завод выпускал бронепоезда, снаряды различных калибров, и многое другое, что было необходимо на фронте.

На его территории до наших дней сохранились первые здания, коим уже 116 лет.

Прямо напротив тепловозоремонтного завода стоят здания малых железнодорожных мастерских, с 1912-го года носивших название Бородинских. Эти мастерские возникли в 1906-м году и занимались обслуживанием железной дороги и текущим ремонтом подвижного состава. Сегодня это тепловозное депо «Ташкент».

А мы едем дальше, к основной достопримечательности, о которой нам расскажут ажурные красно-белые мачты, находящиеся слева, за территорией одной из автозаправок.

Вы удивитесь, но именно здесь, на территории так называемого «военного поля» располагался первый в Ташкенте ипподром. Дату его возникновения узнать пока не удалось, но можно сделать вывод, что первый городской ипподром был построен между 1890-м и 1905-м годами.

Он просуществовал на этом месте до 1913 года, когда был передан Туркестанскому воздухоплавательному обществу. Как свидетельствует газета «Туркестанские ведомости» за октябрь 1913 года:

«Открытие нового ипподрома. В воскресенье, 6 октября, Туркестанское общество поощрения коннозаводства открывает в Ташкенте новый ипподром. Громадный участок для этого ипподрома отведен обществу вблизи бывшего саперного лагеря, по Паркентской дороге, мимо Кадетского корпуса. Новый ипподром ближе к городу, чем старый (с прошлого года переданный в распоряжение Туркестанского воздухоплавательного общества), и неустанными трудами и заботами вдохновителя общества вице-президента  А. А. Чебышева оборудован со всеми удобствами не только для публики и для лиц, занимающихся скаковым спортом, но и для скакунов. Благоустроенные и красивые трибуны дают зрителю полную возможность наблюдать состязания, в каком бы месте он не находился. Для высших начальствующих лиц и для вице-президента общества, отведены особые ложи, эти ложи могут посещаться посторонними только по приглашению лиц, для которых они предназначены. Открытие ипподрома назначено на 1 час дня. По окончания молебствия и освящения зданий, с 2 часов дня начнутся скаковые состязания». (цитата – сайт oldtashkent.ru)

Теперь здесь властвовали лихие парни в кожаных тужурках, поднимавшие в воздух свои хрупкие «этажерки» - «Фарманы», «Блерио»  даже без такой необходимой вещи, как парашют. Ну не было их еще в распоряжении пилотов Туркестана. Конечно же, не обходилось без аварий. И, тем не менее, и показательные, и учебные полеты проводились без перерывов.

Через два года, в 1915-м году аэродром переезжает на новое место, каким стало поле того самого ипподрома на Паркентской. Ипподром, в свою очередь, переезжает на Куйлюк, где и проживет до 1976 – го года.

Старая  территория понадобилась для строительства так называемой «искровой» радиостанции. В 1915-м году здесь сооружается мощная, по тем временам приемо-передающая радиостанция, работу которой (звук удара якоря о ярмо) было слышно в центре города.

Здесь и были возведены шесть 90-метровых металлических мачт по проекту фирмы «Симменс и Гальске». Они поддерживали достаточно густую сеть проводов антенны-излучателя.

Место, кстати, было выбрано удобное. Если ипподром в охране особо не нуждался, то искровую радиостанцию поручили охранять расположенному буквально через дорогу 5-му Оренбургскому казачьему полку. Отсюда еще один народный топоним - «Казачка».

Местом его расположения можно определить как улицу Старокуйлюкская, ныне носящая наименование Сайхун.  Над этой улицей время как будто не властно. Здесь можно найти дома, построенные более ста лет назад, после проведения железной дороги, возникновения различных предприятий. Построенные без особого плана, так, как захотели хозяева, они сохранили свой особый колорит, но город так и не украсили.

 Свидетельствует В. А. Нильсен:                                                                                     

"Строительство железной дороги и более активные связи с центральными районами России способствовали оживлению капиталистической торговой и промышленной деятельности, активному притоку в города Средней Азии новых масс населения и, в первую очередь, рабочего люда.               

На пойменных землях Салара, тяготея к расположенным здесь промышленным предприятиям - мельницам, хлопкоочистительным, винно-водочным заводам, ремонтным мастерским, депо и складам железнодорожного узла, начинают стихийно возникать рабочие слободки. В них ютилась рабочая беднота, а застроены они были чрезмерно плотно ветхими домами. Грязные, антисанитарные, лишенные элементарного благоустройства, слободки часто становились очагами эпидемических заболеваний».

По этой улице можно пройтись и постараться найти те самые дома и те самые  казармы. Скажу одно – казармы сохранились практически в первозданном виде и служат и сейчас. Именно служат, а потому сфотографировать их не представляется возможным.

Зато сфотографировать можно жилые дома, расположенные по соседству. Это массив «Янгизамон», в просторечии «Болгарские огороды» или попросту «Болгарка».

Дело в том, что в конце XIX – начале XX веков переселенцы из России завезли и  стали выращивать на пригородных землях такие не традиционные для нашего края овощные культуры, как болгарский перец (сладкий), помидоры, и многое другое. Потому и возник еще один народный  топоним. Только в 50-х, 60-х годах прошлого века на этих полях стали возводить жилые дома, сохранившие  интересный топоним.

Буквально в ста метрах от массива находится автобусная остановка, которую жители окрестных жилых домов называют «Зеленый базар». Когда-то, во времена давние, на этом маленьком перекрестке улиц Мехржон и 8 марта существовал небольшой базар, где во все времена года можно было купить любой вид свежей зелени – будь то зеленый лук, или кинза с укропом. Базарчика давно уже нет, а в памяти народной он жив до сих пор.

И, конечно же, как не упомянуть славный комбинат по выпуску бумаги -  возведенный в далеком 1932-м году УзБУМ. До сих пор около остановки автобуса красуется  одноименный указатель, показывающий направление движения к старой фабрике, работающей до сих пор. Как именно она работает – прибыльно, или не очень – это вопрос к ее руководству. Мое дело – рассказать Вам о соседях улицы Ферганской.

Заканчивая нашу прогулку, хотел бы заглянуть в жилой городок по соседству с УзБУМом. Это массив, носящий странное, на первый взгляд, название – Пулемас. Ну, в о-о-чень вольном переводе название можно понять, как «нет денег».

Но покопавшись в исторических хрониках, расспросив нескольких жителей массива, я выяснил, что существует легенда, согласно которой примерно в этом районе города некогда проживал благочестивый мусульманин, оказывавший любую посильную помощь тем, кто в ней нуждался. Он мог вылечить человека, помочь ему, приняв участие в строительстве дома, и так далее.

И за свою помощь никогда ничего не брал. После его смерти он был похоронен на кладбище, получившем впоследствии его имя – Пулемас (возможно, это прозвище). Позже на территории кладбища была возведена одноименная мечеть.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Улицы Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 368

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.

© ООО «GISinfo», 2014. Все права защищены.