Мастер-художник по фарфоровым и керамическим изделиям

12.12.2013

Код по классификатору: 3211201

Выпускники колледжа могут работать по специальностям:

Художник по оформлению фарфоровых изделий;

Мастер-керамист.

Где в Ташкенте можно получить специальность?

В Ташкенте специальность можно получить в Республиканском колледже дизайна

Профессия мастера-художника по фарфоровым и керамическим изделиям относится к профессиям декоративно-прикладного искусства.

К художественная керамике относят художественные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления: фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия.

Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурью.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.

Фарфор - наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.

Художник-керамист — довольно редкая профессия в наши дни, несмотря на то, что гончарное ремесло существует в мире с незапамятных времен.

Всем известно выражение «не боги горшки обжигают…» Но керамика – это не только горшки и декоративные предметы. Глина – это живой материал, и умелые руки могут превратить ее в уникальные скульптуры для ландшафтного дизайна, оригинальные панно, изящные вазы, оригинальные украшения... Работа с глиной и, в частности, ручная лепка – одно из древнейших и нестареющих ремесел.

Способы изготовления художественной керамики со временем претерпели множество изменений – массовая ручная лепка сменилась гончарным станком с кругом, причем сначала круг вращали рукой, потом появился ножной привод, а затем и электромеханический. На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу - шликер - заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности - лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика проходит обжиг.

В декорировании керамических изделий чаще всего используют роспись различных приемов. Декорирование ангобами – тонко растертой белой или с примесью красителей жидкой глины - связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями - эмалями - издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком стоит центры глиняная игрушка. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом.

Профессиональный художник-керамист— это "человек-оркестр", в котором гармонично сочетаются и скульптор, и портретист, и просто "чернорабочий", которому незазорно надеть на себя фартук и часами замешивать глиняное "тесто". Каждый гончар стремиться оживить глину, создать новые формы...

Что должен делать специалист?

В профессиональные обязанности мастера-художника по фарфоровым и керамическим изделиям входят:

- подбор подходящего материала (глины) для будущего изделия;

- выполнение эскизов, композиционных решений;

- изготовление форм, набивка, колорирование, декорирование, лакировка, глазурирование, сушка;

- выполнение  изделий в материале;

- оформление керамических и фарфоровых изделий росписью;

- использование разных направлений работы с глиняными изделиями;

Что должен знать специалист?

- художественные  методы декоративно-прикладного  искусства и народных промыслов;

- виды изобразительного искусства;

- технику рисунка;

- способы проектной графики;

- технологию ручного и промышленного производства керамических и фарфоровых изделий;

- технологию и виды росписи керамических и фарфоровых изделий;

- пластические и конструктивные свойства материалов, применяемых в декоративном искусстве, возможности их обработки;

- законы и принципы цветоведения, цветовой композиции;

- требования, предъявляемые к качеству материала и покрытий керамических и фарфоровых изделий;

Какие качества необходимы специалисту?

- эрудиция;

- оригинальность мышления;

- художественная интуиция и воображение;

- эстетический вкус;

- стремление к развитию и постоянному профессиональному росту;

- высокий уровень самоконтроля;

- внимательность;

- наблюдательность;

- аккуратность;

- ответственность;

- организованность;

Возможные места работы специалиста

- предприятия или цеха по производству керамических и фарфоровых изделий;

- художественные мастерские;

- индивидуальная работа;

- учреждения образования, в том числе  дополнительного;

- может быть  «свободным художником» (заниматься индивидуальным предпринимательством).

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Колледжи Ташкента, Образование в Узбекистане, Профессии колледжей Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 5304

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.