Мастер-художник по производству ковров и гобеленов

10.12.2013

Код по классификатору: 3211207

Выпускники колледжа могут работать по специальностям:

Художник ковров и гобеленов.

Где в Ташкенте можно получить специальность?

В Ташкенте специальность можно получить в нескольких колледжах:

Республиканский колледж дизайна

Учтепинский профессиональный колледж национальных ремесел

Традиционными районами ворсовых ковров и сумахов были Кавказ, Средняя Азия и Китай, где ковры являлись неотъемлемой частью быта. Коврами утепляли и украшали интерьер, покрывали лошадей, верблюдов. В 1949 г. при раскопках Пазарыкского кургана в Горном Алтае был обнаружен самый старинный из известных ворсовых ковров, датированный V в. до н.э., который сейчас хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Чем отличается ковер от гобеленов? Название «гобелен» сегодня укрепилось за декоративным текстильным панно, выполненным в самых различных техниках. Проще говоря, гобелен – это текстильная картина, имеющая, однако, свои особенности и подчиняющаяся законам декоративной композиции. Гобелен – это декоративный, как правило, безворсовый настенный ковер, на котором выткана сюжетная картина или достаточно сложный узор.

Откуда же пришло слово «гобелен»?

Настенные гладкие ковры – шпалеры – появились в Европе во времена Крестовых походов, однако, современные произведения роднит со старинными образцами подчас лишь название. Одна из первых шпалерных мануфактур в Париже заняла помещение мастерской красильщиков по фамилии Гобелен, и это имя распространилось на вырабатываемые ею шпалеры. Композиции гобеленов были рассчитаны на большие плоскости стен замков (которые они утепляли и украшали), фасады домов, балконы. Гобелены могли служить перегородками в залах.

Старинные ковры и гобелены ткали вручную из шерсти, хлопка и шелка и многие из них сегодня относят к настоящим произведениям искусства.

Мастера, изготавливающие ковры и гобелены, большое внимание уделяли цветовой палитре своих изделий, так как от цветовой композиции зависело то, как воспримут в обществе владельца ковра или гобелена. Каждый цвет имел собственное значение: голубой цвет означал благородство и значимость в обществе, зеленый – райский цвет, желтый – защита от невзгод. Обладателем красного ковра должен был быть богатый и влиятельный человек. Ковры, в те времена, были особой роскошью и указывали на уровень благосостояния хозяина.

Сегодня ковры и ковровые изделия можно встретить практически в каждом доме. Процесс их изготовления стал механизированным, что позволило наладить массовое производство. Были изобретены программируемые ткацкие станки, «умеющие» воспроизводить задаваемый на бумаге рисунок. Однако и в наши дни остались мастера, занимающиеся ручным ковроткачеством. Изделия ручной работы ценятся особенно высоко.

Для изготовления современных ковров и гобеленов используются самые разнообразные материалы - шерстяная  или акриловая  пряжа, непряденная шерсть, лен, сизаль, шнуры металлические нити.

Приемы изготовления гобеленов и ковров мало отличаются друг от друга.

Что должен делать специалист?

В обязанности мастера-художника по производству ковров и гобеленов входят:

- создание эскиза будущего изделия;

- заправка ручного станка или современных машин грунтовой, ворсовой, уточной пряжей и каркасной тканью в соответствии с рисунком ковра;

- выработка ковровых изделий на вертикальных ручных ковровых станках, вязальных, прошивных, вязально-прошивных машинах различных систем;

- наблюдение за состоянием и работой механизмов обслуживаемых машин, ламельного и других контрольно-измерительных приборов, движением нитей и каркасной ткани;

- регулировка натяжения нитей, каркасной ткани, высоты и плотности ворса;

- ликвидация обрывов и перекрещивания нитей, смена бобин;

- контроль качество пряжи и каркасной ткани;

- при ручном ковроткачестве создание по рисунку ворсовой части ковра путем вязания разноцветных узлов рядами, прокладка и уплотнение уточной нити, оправка и стрижка ворса до получения нужной его высоты и равномерности. При выработке безворсового ковра формирование узорной части прокладкой и прибивкой уточной нити, регулировка натяжения основы, привязка бахромы;

- контроль качества готового изделия;

- участие в приеме обслуживаемых машин из ремонта;

- уход за обслуживаемым оборудованием;

Что должен знать специалист?

- основы рисунка и композиции;

- материалы, используемые для изготовления ковров и гобеленов;

- ассортимент, заправочный расчет и рисунки ковровых изделий и гобеленов;

- требования, предъявляемые к качеству ковровых изделий, поступающей пряжи и каркасной ткани;

- последовательность выполнения технологических операций при выработке ковров и гобеленов;

- технологический процесс ручного ковроткачества;

- устройство и взаимодействие механизмов обслуживаемого оборудования, правила эксплуатации и ухода за ним;

- правила заправки обслуживаемых станков;

- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;

- виды брака, способы его предупреждения и устранения;

- правила техники безопасности при выполнении работ;

Какие качества необходимы специалисту?

- художественный вкус;

- терпение, усидчивость;

- развитая моторика пальцев;

- зрительно-двигательная координация;

- точный глазомер;

- наглядно-образное и пространственное мышление;

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Колледжи Ташкента, Образование в Узбекистане, Профессии колледжей Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 5462

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.