mg.uz
 
Print

Улицы Ташкента: Абдулла Авлоний


Улица Абдуллы Авлони, расположеная в Яккасарайском районе Ташкента, названа в честь узбекского педагога и просветителя Абдуллы Авлоний.

Методы и педагогические идеи воспитания, способствующие формированию духовности, гармоничному развитию подрастающего поколения отражены в богатом духовном наследии наших ученых-просветителей. Одним из таких мыслителей, оставившим бесценное духовное наследие, является Абдулла Авлоний. Всю свою жизнь просветитель посвятил широкой пропаганде передовых идей науки и просвещения.

Он родился 12 июля 1878 года в семье мелкого ремесленника-ткача в махалле «Мерганча» города Ташкента. Его родители были грамотными людьми. Юный Абдулла, закончив старометодную школу, в 12 лет поступает на учебу в медресе. С 15 лет он пишет стихи. Творческую деятельность молодой Авлоний продолжает в издательской сфере. В 1907 году открывает газету «Шухрат», после ее закрытия выпускает новую газету под названием «Осиё», которая после выпуска 6-го номера была закрыта чиновниками царской России. В 1914-1915 годы сотрудничает с Убайдуллой Ходжаевым в газете «Садои Туркистон», опубликовал многие свои статьи и стихи под псевдонимом Хижрон, Набил, Индамас, Шухрат, Тангрикули, Шапалок, Чол, Чигабой, Абдулхак, Мулла Абдулла. В 1917 году издает газету «Турон», которая освещала политические и социальные события в стране. В 1918 году он - главный редактор газеты «Иштирокиюн». Но преследования властей не дают полностью реализовать замыслы мыслителя, и он пытается свои передовые идеи распространить через новометодные школы.

Следует отметить, что джадиды выступили с критикой старометодных школ (мактабов) и медресе, в которых господствовали религиозное содержание образования и схоластические методы обучения. В программе джадидов по реформированию старой системы образования значилось: унифицировать мусульманские школы через введение единых учебных планов и программ, включить в учебный план такие общеобразовательные предметы, как арифметика, география, естествознание, история; фанатических мулл заменить учителями с соответствующим образованием; ввести взамен древнего буквослагательного способа обучения грамоте новый, результативный – звуковой; для оканчивающих мактабы и медресе проводить испытания, выдавать окончившим их соответствующие свидетельства и дать право на льготное отбывание воинской повинности; наблюдение за мусульманскими школами вверить не правительственным инспекторам, не мусульманскому духовенству, а выборным почетным гражданам из мусульман с подчинением их попечителю округа. Рекомендовалось также снабдить школы необходимым школьным оборудованием и учебниками, а учителей обеспечить постоянной заработной платой. Все эти требования ослабляли авторитет мусульманской мечети в целом, что вызвало бескомпромиссную борьбу против предлагаемых новшеств.

В 1908 году сначала в махалле «Мирабад» города Ташкента, потом в махалле «Дегрез» А.Авлоний открывает новометодные школы и оснащает их учебным оборудованием, сам мастерит для учеников парты и доски. Учитывая, что его ученики - дети из бедных семей, в целях обеспечения их продуктами питания и одеждой с помощью друзей создает благотворительное общество «Жамияти хайрия» (1909). Открывает издательство «Нашриет» и книжный магазин «Школьная библиотека».

Школа Абдуллы Авлоний отличалась от старометодных школ тем, что все уроки велись не на арабском, а на узбекском языке. Он старался дать больше знаний ученикам по таким предметам, как география, история, литература, узбекский язык, арифметика, геометрия. Вместе со своими соратниками-джадидами Махмудходжой Бехбудий, Абдурауфом Фитратом, Абдулхамидом Чулпоном и другими он выступал за демократизацию общественных отношений, просвещение широких слоев населения, в том числе женщин, изучение общеобразовательных предметов, совершенствование методики обучения. Один из первых его учеников, педагог Юсуф Тохирий в своих мемуарах (Ю.Тохирий. Доно Мураббий. Газета «Тошкент окшоми», 10 ноября 1966 года) вспоминал о первой школе, открытой Абдуллой Авлоний: «В махалле «Мирабад», где проживают работники железнодорожного предприятия, мы услышали, что открылась новая школа. Очень скоро слава о школе и ее учителе Авлоний распространилась по всему городу. Всех интересовало то, что в школе можно было за 6 месяцев научиться читать и писать, получить знания по таким предметам, как география, арифметика, геометрия, естествознание. Мы спешили увидеть эту необычайную школу и ее замечательного учителя и, наконец-то, решились туда пойти.

Учебное заведение располагалось в низком здании, около мечети. Из небольшого отверстия, оставленного на крыше здания, чтобы попадал вовнутрь помещения свет, зимой и весной в комнату лил дождь и сыпал снег. Но, несмотря на это, она всегда была полна. Нас встретил небольшого роста человек. Это был учитель Авлоний. Побеседовав с нами, он принял нас на учебу, и мы поняли, что попали в иной мир. Хотя несколько лет мы ходили в другую школу, но вскоре убедились, что намного отстаем от мирабадцев, которые лучше нас умели считать, читать и писать. Наша старая школа вскоре опустела и все ее ученики перешли в новую - к учителю Авлоний. Так с каждым днем росла его слава».

Для этих школ он создал учебники: «Адабиёт ёхуд миллий шеърлар» («Литература или национальные стихотворения»), «Биринчи муаллим» («Первый учитель», 1912), «Туркий гулистон ёхуд ахлок» («Тюркский цветник или нравственность», 1913), «Иккинчи муаллим» («Второй учитель», 1915), «Мактаб гулистони» («Школьный цветник», 1917). В них он описывает культуру других народов, возвеличивает просветительскую деятельность, науку, призывает народ учиться, получать знания. Эти произведения сегодня имеют важное значение в формировании у учащихся национального самосознания и нравственности.

В начале ХХ века передовыми людьми общества было написано несколько азбук для новометодных школ. Книга А.Авлоний  «Биринчи муаллим» («Первый учитель») отличалась от остальных простотой изложения. До 1917 года была переиздана четыре раза. При ее написании просветитель опирался на книгу Саидрасула Азизий «Устози аввал» («Начальный учитель»). Вторая книга педагога «Иккинчи муаллим» («Второй учитель») является как бы хрестоматией, где А.Авлоний посредством художественных образов показывает такие человеческие качества, как алчность, жадность, корыстолюбие, доброта, милосердие.

Абдулла Авлоний активно участвовал в создании в 1913 году Ташкентской областной научной универсальной библиотеки «Турон» при одноименном просветительском обществе ташкентских джадидов. Книжный фонд библиотеки  создавался из личных библиотек и пожертвований таких известных узбекских просветителей, как Мунаввар Кари Абдурашидханов, Абдулла Кадырий, Чулпон, Гулям Зафарий, Шакиржан Рахимий, Юсуф Алиев и других. В 1918 году состоялось ее открытие как самостоятельной массовой библиотеки.

Абдулла Авлоний известен и как политический деятель. В 1919-1920-х годах он был консулом бывшего Советского государства в Афганистане. После возвращения в 1921 году на родину руководил журналом «Касабачилик харакати» («Профсоюзное движение»).

Среди педагогических произведений автора немаловажное значение имеет книга «Туркий гулистон ёхуд ахлок», где открываются методы воспитания и образования начала прошлого века. Размышляя о воспитании детей в качестве педагога, Абдулла Авлоний писал: «Если человек с детства пошел по неправильному пути и вырос невоспитанным, то ожидать от него что-то хорошее подобно протянутой руке к звездам». По его мнению, на формирование нравственно-этических качеств в ребенке в первую очередь влияет социальная среда, семья, где он воспитывается, и его окружение. В истории узбекской педагогики А.Авлоний впервые охарактеризовал ее как «педагогия», то есть наука о воспитании. Воспитание детей он разделяет на четыре части: начальное воспитание (тарбиянинг замони), физическое воспитание (бадан тарбияси), идейное воспитание (фикр тарбияси), этическое воспитание (ахлок тарбияси). Также важна для просвещенцев мысль А.Авлоний: «Воспитание мысли – самая важная, священная задача, с давних времен возлагавшаяся на учителей и наставников».

В первом разделе педагог говорит, что воспитание надо начинать с рождения ребенка и в нем должны быть заинтересованы не только родители, но и учителя, правительство и общество в целом. Высказывание просветителя «Воспитание для нас - вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья или беды» актуально и сегодня в нашем обществе. Насколько важны для нашей нации были эти слова в начале ХХ века, настолько же, а может быть, даже и больше, они важны и актуальны для нас сегодня.

В своих книгах мыслитель призывал правительство заботиться о здоровье подрастающего поколения. По его мнению, чтобы иметь здоровое мышление, всесторонне развиваться, нужно быть здоровым и умом, и телом. Он призывает также родителей следить за здоровьем своих детей, а идейное воспитание возлагает на учителей. «Формировать  в детях здоровое мышление и непрерывно заниматься их воспитанием - очень нужная и ответственная задача...… Так как сила и красота ума, широта мировоззрения детей прежде всего зависит от учителя», - писал он в книге «Иккинчи китоб».

В 20-е годы просветитель активно участвует в процессе ликвидации в стране неграмотности. С 1920 года Авлоний заведует республиканским, а потом женским училищем. Преподает в институте народного просвещения, в военном училище. В 1924-1929 годах наряду с преподавательской деятельностью ведет научно-исследовательскую работу в Среднеазиатском государственном университете (ныне Национальный университет Узбекистана).

Просветитель высоко ценил изящные искусства. По его мнению, это наиболее доступный способ пропаганды передовых идей. Так, в драматической труппе «Турон» под его руководством впервые была поставлена драма «Падаркуш» («Отцеубийца») Махмудходжи Бехбудий. Для этой труппы он сам написал драмы «Адвокатлик осонми?» («Легко ли адвокатское дело?»), «Пинак» («Сиеста»), «Биз ва сиз» («Мы и вы»), «Икки севги» («Две любви»).

Передовые идеи просветителя, мыслителя, журналиста Абдуллы Авлоний живы и сегодня. В настоящее время повсеместно широко отмечается его 130-летний юбилей, имя великого педагога носят многие образовательные учреждения в нашей стране.

Наргис Касымова

Источник

Print  Полная версия статьи