mg.uz
 
Print

Прогулки по Ташкенту (часть 3)


На этот раз наше путешествие  начинается с одной из древнейших площадей города - Бешагач, что означает - «пять деревьев». Видимо, во времена давние росли здесь пять развесистых чинар, дававших воз­можность путникам отдохнуть в тени. Рядом располагались одни из двенадцати ворот города - Бешагач - дарвоза, гостеприимно распа­хивавшихся перед торговыми караванами и наглухо закрывавшимися перед неприятелем.

Расположена эта довольно молодая площадь на пересечении улиц Фурката, Тураба Тулы, Арпапая и Алмазар и в разные времена но­сила самые разные названия. Но сначала - почему молодая...

Дело в том, что оборонительная стена с воротами была снесена в семидесятых годах XIX века, и здесь образовался обширный пус­тырь, облюбованный вскоре мастерами по производству кирпича. Всем понятно, что для производства кирпича требуется глина, а ее удобнее добывать ближе к окраинам города.

Через территорию площади, «тезки» расположенной рядом даха (района города), в 1903 году была проложена одна из первых линий городской конной железной дороги, в просторечии - «конки». Ря­дом с ней по проекту известного туркестанского архитектора Виль­гельма Соломоновича Гейнцельмана было возведено здание ското­бойни. Кстати, именно он обратил внимание на особенности стро­ительства зданий различной высотности в специфических условиях Средней Азии и заложил основы сооружения сейсмостойких зда­ний.

Через десять лет после пуска конного трамвая, соединившего Старый и Новый город, бельгийское анонимное общество «Таш­кентский трамвай» запускает первый в нашем регионе электричес­кий трамвай, одна из линий которого прошла по маршруту «Вокзал - площадь Чорсу». Огромное участие в реконструкции внешнего вида площади Бешагач, уже в то время одной из самых привлекатель­ных, принимал и городской голова (хоким) того времени Николай Гурьевич Маллицкий.

В начале 20-х годов прошлого века на одной из сторон площади было возведено здание Республиканского института усовершенство­вания учителей (ныне НИИ педагогических наук Кары – Ниязова).

А в 1939 году по призыву известной в то время молодежной организации на месте глиняных карьеров, некогда поставлявших материал для изготовления кирпичей, было сооружено искусственное озеро, окруженное рукотворным парковым ансамблем. Сейчас это Национальный парк, носящий имя основоположника узбекской литературы – Мир Алишера Низаметдина ал – Навои.

Спустя четыре года, в тяжелейшее военное время на другом конце площади взметнулось ввысь здание Государственного узбекского музыкального театра имени Мукими, проект которого разработали архитекторы Д. Хазанов и С.Тихонов, а главными консультантами и отделочниками были именитые мастера Усто Мумин, Усто Ши­рин Мурадов и многие другие. Зрительный зал прекрасного здания насчитывает 800 мест, а само оно отлично дополняет ансамбль од­ной из самых примечательных площадей города.

До 1948 года она носила, как и сейчас, название «Бешагач», а в упомянутом году какая-то «умная» голова решила назвать площадь именем великого ученого Средней Азии - Абу Райхана ал - Беруни, забыв о названии, которое тогда носил парк культуры и отдыха. Лишь через 26 лет это решение было отменено, и площадь по­лучила название той самой молодежной органи­зации, в которой состояли многие из нас. С  момента обретения Независимости ей было возвращено историческое название.                        

Но самое замечательное в том, что во все времена, как бы ни называли площадь городские власти, ташкентцы именовали ее звучно и ясно - Бешагач. Именно отсюда брала начало улица Бешагачская, соединявшая одноименную площадь с ее товаркой - Чорсу, а также с южными Камаланскими воротами. Была она одной из главных ма­гистралей своей даха и была застроена торго­выми лавками и ремесленными мастерскими. Эта улица пересекала современный проспект Узбекистанский, носивший до 1925 года другое имя - Махрамская улица.            

Одна из старейших улиц нового города получила свое первое название в честь  крепости Махрам. В упомянутом году ей было присвоено современное имя в честь первой годовщины со дня рождения нашей республики. С 1984 по 1991 г.г. проспект носил имя видного государствен­ного деятеля нашей страны - Шарафа Рашидовича Рашидова, а затем ему вернули современ­ное имя, а название – проспект Шарафа Рашидова носит другой проспект, пролегающий рядом с центральной площадью нашей столицы – площади Мустакиллик.

Ныне проспект находится практически в цен­тре города, и вдоль него расположены такие из­вестные организации, как супермаркет «Алма­зар», Дом кино, стадион «Пахтакор», площадь Мустакиллик, выставочный зал Союза художников Узбекистана и Центральный универсальный ма­газин.

А теперь сделаем поворот налево и проедем по улице Мустафы Кемаля Ататюрка, получив­шей это имя в честь первого премьер - мини­стра Турецкой республики.

С 1866 по 1934 г.г. она называлась Ирджарской и являлась общественным и торговым цен­тром Ташкента до 1917г. Сейчас только старо­жилы помнят, что именно находилось на этой се­мисотметровой улице. Да еще здание бывшей диетической столовой, ранее известной как Русско - Азиатский банк, возведенный по проекту архитектора Ивана Антоновича Маркевича. В наше время оно используется по первоначаль­ному предназначению - здесь находится Алп - Жамол банк. Здесь же находилась известная в начале XX века гостиница «Регина», к сожалению, не сохранившаяся вследствие разгула подземной стихии в 1966 году. Все остальные здания сооружены во времена, уж не столь далекие. В 1934 году улица получила имя трагически погибшего Сергея Мироновича Кирова.

Самым «известным» местом на этой улице был так называемый Воскресенский базар, частенько называвшийся Пьяным. Здесь на­ходилось огромное количество кабаков - питейных заведений алко­гольного образца, составлявших головную боль городского началь­ства. К тому же во время весенних и осенних дождей здесь была такая непролазная грязь, что однажды в ней даже утонул верблюд.                                                                                  

Именно здесь, на месте беспорядочно расположившихся мага­зинчиков, 1 сентября 1940 года было заложено здание ныне знаме­нитого на весь мир Государственного Академического Большого те­атра имени Алишера Навои. Сам театр - тема отдельного рассказа. Скажу только, что здание возводилось по проекту Алексея Викторо­вича Щусева, а за его внутренне убранство отвечали Усто Ширин Мурадов и Усто Ташпулат Арсланкулов. Построенный с использо­ванием элементов классического среднеазиатского стиля, театр был сдан в эксплуатацию в ноябре 1947 года. И поныне он служит ядром прекрасного архитектурного ансамбля Театральной площади.

Вернемся к центральной части города. На углу улицы Сайилгох (в просторечии «Бродвей»), до 1966 года находился гастрономический магазин куп­ца Захо, известный большинству людей старшего возраста как ЦУМ. Ныне на его месте находится развлекательный комплекс «Зарафшан», а вместо маленьких невзрачных домиков недавно возведен торговый комплекс «Аркада».

Здесь же, на улице Ататюрка, находится здание бывшего дома Знаний, построенное в 1968 году. В год своего 30-летия началась     реконструкция, в ходе которой здание перестроили для Русского Драматического театра, спектакли в котором идут с неизменным аншлагом.

Совсем рядом с театром находится ставший известным комплекс «Demir». И лишь немногие знают, что в этом здании располагалось Среднеазиатское отделение треста «Москвошвей», а затем крупная типография.

Print  Полная версия статьи