mg.uz
 
Print

Улицы Ташкента: Абдулла Кадыри


Улица Абдуллы Кадыри, расположенная в Шайхантаурском и Юнусабадском районах Ташкента, названа в честь выдающегося писателя и поэта Абдуллы Кадыри.

Абдулла́ Кадыри́ - (10 апреля 1894 - 4 октября 1938) яркий, широко известный писатель и поэт, драматург и публицист. Он является культовым писателем в среде современной узбекской интеллигенции.

В своих первых произведениях - рассказе «Развратник» (1915) и пьесе «Несчастный жених» (1915) им с мягким доброжелательным юмором изображены черты старого узбекского быта.

По ненапечатанной пьесе Абдуллы Кадыри, написанной им в тридцатые годы XX века и сохранившейся только в черновиках, известный театральный режиссёр Марк Вайль поставил пьесу «Белый белый чёрный аист» в своём театре «Ильхом» в Ташкенте.

В советское время А. Кадыри работал в Ташкенте в узбекском сатирическом журнале «Муштум» («Кулак»), где печатались его сатирические рассказы и фельетоны, пользовавшиеся большим успехом у читателей.

Произведения  Абдуллы Кадыри "Минувшие дни", "Скорпион из алтаря", "Несчастливый жених", "К моей нации" и др. вошли в сокровищницу восточной культуры. “Чтобы уви­деть величие гор, надо отойти от них на расстояние, то же про­исходит с оценкой свершений и личностей великих людей”, — писал Иззат Султанов в статье "В зеркале одной судьбы", по­священной 95-летию со дня рождения Абдуллы Кадыри.

Абдулла Кадыри (Джулкукбай) родился в 1894 году в Таш­кенте в семье зажиточного торговца. Среда его обитания в детские и отроческие годы — купцы, богатые и бедные дехкане, талантливые ремесленники, пребывающие в вечной нужде мел­кие кустари и безземельные крестьяне. Этот мир трудового люда, а также городская интеллигенция сыграли заметную роль в формировании мировоззрения будущего писателя. А. Кадыри знал жизнь своего народа не понаслышке и не по книжкам, а впитывал в себя ее особенности путем непосредственного об­щения с людьми. Он закончил старометодную школу, учился в рус­ско-туземной школе и в медресе. Увлекался чтением произведе­ний Навои, Лутфи, Мукими, Фурката, Чулпона, Фитрата и других классиков узбекской литературы. Этот самобытный писатель формировался на рубеже двух веков — сложного, противоречивого, неспокойного времени, социальных, политических и нравственных потрясений. И, естественно, само это время не могло не оставить следа в его мировоззрении и художественном творчестве — тоже противоречивом, не свобод­ном от житейских и социальных предрассудков. Однако в це­лом путь его литературных исканий отмечен постоянным подъе­мом, замечательными творческими свершениями. Вершина его поисков — ясные ответы на острые исторически сложившиеся социально-общественные вопросы бытия, реалистически широ­кое изображение живой современной и "омертвевшей во време­ни" исторической действительности. Вершины его творчества — исторические романы "Минувшие дни" (1926) и "Скорпион из алтаря" (1929) — первые в узбекской литературе произведения исторической тематики. "Минувшие дни" — роман широкомас­штабного охвата действительности, сложных социальных и нрав­ственных конфликтов, глубоких социальных обобщений. Автор красочно описывает народные традиции, религиозные обряды, не­писаные законы, действовавшие во владениях правителя Таш­кента Азизбека, попирающие права и достоинства людей. Хитрый интриган, жестокий "судья" по отношению к "провинившимся", ловкий лицемер Азизбек три года так правил Ташкентом, что торговля пришла в упадок, разорялись мастера-ремесленники, заметно снизились посевы риса, хлопка. В романе показано ду­ховное обнищание власть имущих, оторванность правящей вер­хушки от забот народных, не способность разобраться в назрев­ших социальных проблемах и найти способ их решения. Роман "Минувшие дни" — вершина творческого взлета А.Кадыри и за­мечательная веха в развитии узбекской прозы.

Писатель с большим ху­дожественным мастерством, правдиво освещает противоречи­вый мир феодальной действительности. Народ как создатель

материальных и культурных ценностей выступает, с одной сто­роны, хранителем и защитником государственности, с другой, — подрывает устои ханства, бунтует против угнетателей. И кон­кретно против правителей, которые обложили народ непомерно большими налогами.

Центральный конфликт романа — социально-нравственные противоречия между отцом и сыном — юным Атабеком, челове­ком прогрессивных взглядов на "семьеустройство", выступаю­щим против обычаев, когда родители женят сына на нелюбимой девушке, и его отцом Юсуфбеком-хаджи, хранителем традиций патриархального строя, старинных семейных обычаев. Однако автор описывает этот семейный конфликт не как частный слу­чай, а как явление общенациональное.

Образы Атабека и его девушки Кумуш — новое явление в узбекской литературе. Атабек, выходец из богатой семьи, чело­век образованный, осмысляет жизнь по-иному, обладает ост­рым чувством справедливости. Под стать ему его любимая Кумуш. Она хорошо воспитана, образованна, обладает природ­ным умом, красива, общительна. Она искренне любит Атабека. Однако эта любовь приносит ей несчастье, ибо она остается покорной старым традициям, по которым родные не считают­ся с ее чувствами. Своими душевными качествами, красотой и богатством внутреннего мира Кумуш обязана своей матери — Офтоб-аим, воплотившей в себе благородные мечты, присущие узбекской женщине. Она умна, спокойна, сдержана, любящая мать, правдолюбивый человек, расторопная хозяйка. Офтоб-аим все же остается в плену старых обычаев — она искренне исполняет желания мужа, подчиняется его воле, дорожит его мнением.

Интерес к исторической тематике Абдуллы Кадыри объясня­ется стремлением художника осмыслить прошлое своего народа, показать его терпеливость, трудолюбие, героическую борьбу на­рода за свободу и независимость, чтобы в этом прошлом глубже разглядеть проблемы современности.

Одна из особенностей романа "Скорпион из алтаря", опубликованного на русском языке в 1961 году, состоит в том, что писателю удалось отобразить картины жизни и ис­тории узбекского народа, ярко и проникновенно передать коло­рит эпохи, раскрыть характеры героев такими, какими они были в исторически реальных условиях 40-х годов XIX века. И в этом новаторство Абдуллы Кадыри, который воспринимается как первопроходец в узбекской исторической романистике. Своим романом "Скорпион из алтаря" писатель значительно обогатил традиции реалистического направления, внес замет­ный вклад в формы психологического анализа героев, открыл новые пути изображения внутреннего мира человека, показал динамизм развития характеров героев.

"На сколько это возможно в пределах небольшой кни­ги, — рассказывал писатель, кратко излагая содержание рома­на, — я описываю здесь главную опору Худояра — улемов, высшее духовенство края, их общественную и личную жизнь, медресе и семейный быт..." Его ведущие герои — "честные тру­женики с их моралью, их добросердечностью и готовностью постоять друг за друга". Роман "Скорпион из алтаря" —правдивое произведение о социальной, нравствен­ной жизни туркестанского общества рубежа двух веков. Писатель талантливо воссоздает многоплановую картину исторически ре­альной жизни Туркестана, ярко и проникновенно изображает события и характеры героев, действующих в исторически прав­дивых обстоятельствах. Автор утверждает свободу личности человека, свободу целомудренной, чистой любви молодых лю­дей. При этом А.Кадыри стремится раскрыть своеобразие и сущ­ность феодального склада жизни народа, показывает дела и ха­рактеры правителей, духовных наставников, не скрывает, а порой даже преувеличивает, противоречия между писаными и неписаными, но прочными феодальными законами, "законами" народных традиций и обычаев. Эти противоречия не деклара­тивны, они раскрываются через трудные судьбы героев —Анвара и Рано, которые, вопреки желаниям Абдурахмана подчинить девушку своей воле и наперекор интригам Шахидбека, искренне любят друг друга и готовы создать свою семью.

Рано, стремившаяся ко всему прекрасному, чистому, благо­родному, предстает в романе замечательной девушкой, облада­ющей типичными чертами народного характера — искреннос­тью, чистотой помыслов, душевной простотой и открытостью. Она любит Анвара чистой, светлой любовью — бескорыстно и преданно. Анвар - воплощение мужества, чувства спра­ведливости, безграничной честности. Таким она видит своего любимого, такой он есть и на самом деле. Он смел, умен, находчив в борьбе за свою Рано, в которой он души не чает. Он просто не представляет жизни без своей любимой Рано.

Благодаря своему уму, расторопности, таланту, смекалке и тру­долюбию бывший сирота вырос в значительную фигуру в обще­стве ханского двора — стал мирзой (т.е. секретарем), пользовал­ся значительным авторитетом среди вельмож. Однако, в отли­чие от многих из его окружения, он не потерял духовной связи со своим народом, хранит добропорядочные человеческие отноше­ния, выступает против насилия и произвола, оставаясь честным, порядочным человеком. Анвару было очень трудно служить хану-повелителю, который не признает никаких законов, а всецело при­знает только свою волю и никогда не "советуется со своей сове­стью".

Автор крупного романа о современности "Абид-кетмень", на­шумевшего очерка "Маллабой-ака из Гирвана", многих других очерков и рассказов внес заметный вклад в историю узбек­ской литературы. "Абдулла Кадыри, — писал Иззат Султанов, — вошел в узбекскую литературу подобно раскату грома и, словно яркий свет молнии, обратил на себя внимание всех." Как бы подтверждая справедливость этих слов, казахский писатель Мухтар Ауэзов особо подчеркивал: "Мы в молодости зачиты­вались романами Абдуллы Кадыри. Мы поражались его мастер­ству лепить человеческие характеры, доносить до нас бурю чело­веческих страстей... возвышать любовью своих героев". Многие произведения Абдуллы Кадыри, основоположника жанра ро­мана в узбекской литературе, нашли признание во многих стра­нах Востока и СНГ.

Абдулла Кадыри был репрессирован  в 1938 году и расстрелян; реабилитирован посмертно. Похоронен на кладбище Хужа-Аламбардор (Камалан) в Ташкенте.


Print  Полная версия статьи