mg.uz
 
Print

Комплекс «Хазрати Имам»


Архитектурный комплекс «Хазрати Имам», расположенный на улице Зайкарнар в старой части города Ташкента, является поистине уникальным во всех отношениях. Архитектурные элементы этого комплекса возводились в разные периоды истории нашего города. Гробница «Каффал Шоший», Медресе «Баракхан» и медресе «Муйи муборак» были построены в XVI веке, мечеть «Намазгох», в которой проводились основные праздничные молитвы, построена в XIX веке (примерно в 1865 г.),  соборная мечеть «Тилла Шайх» - в XX веке (в 1903 г.), а соборная мечеть «Хазрати Имам» и новое административное здание Управления мусульман Узбекистана были возведены в кратчайшие сроки уже в наши дни (в 2007 г.) по инициативе и проекту Президента Республики Узбекистан И. Каримова. Удивительно, но все архитектурные элементы комплекса, несмотря на разницу в возрасте смотрятся как единое целое, поскольку построены в едином восточном стиле.
 
История этих строений, являющихся центром исламской культуры в Узбекистане, столь же уникальна.
 
Гробница (мавзолей) «Кафал Шоший» была возведена в честь Абу Бакра ибн Исмаил аль-Каффал аш-Шоший (903–975 гг.) – ученого-исламоведа. Кафаль аль-Шаши, известный также как  Хазрати Имам родился в Шашской области (ныне г. Ташкент). Он получил образование в своем родном городе, а затем усовершенствовал свои знания в центрах ислама того времени - Бухаре, Самарканде, Термезе. Здесь он изучал труды великих ученых и мухаддисов Имама аль-Бухари, Мухаммада ат-Термизи, совершенствовал познания в области исламского правоведения и других наук. Некоторое время Абу Бакр Каффол Шоший жил в городе Самарканде, затем побывал в арабских городах - Хиджазе, Багдаде, Дамаске и неоднократно совершал хадж в священную Мекку.
 
Участвуя в дискуссиях с крупнейшими учеными своего времени и демонстрируя свои обширные знания во многих областях науки, он заслужил авторитет и глубокое уважение среди ученых и простых людей. Во всех арабских источниках богослова из города Шаш (древнее название Ташкента) стали называть «Имам аль-Кабир», что означает «Великий Имам». По утверждению арабского библиографа ХIII века Ибн Халликона, равного Каффол Шоший среди личностей Мавераннахра в то время не было.
 
Он был миссионером, одним из первых проповедников ислама в Ташкенте, проповедовавшим шафиитизм. Интересы Имама Абу Бакр Каффол Шоший не ограничивались богословием и законоведением. Из исторических источников известно, что он увлекался также поэзией и был прекрасным мастером по изготовлению замков и ключей, за что получил прозвище «Каффаль» - «Замочник». По древним преданиям Имам аль-Кабир изобрел замок с ключом весом 0.5 г, владел 72 языками и перевел Ветхий Завет (Тору) на арабский язык.
 
Абу Бакра ибн Исмаил аль-Каффал аш-Шоший умер в X-м веке н.э. и был погребен на территории нынешнего комплекса «Хазрати Имам». Его гробница, построенная в те времена, была разрушена ветрами и временем,  и перестроена в XVI веке (в 1542 г.) потомком Темуридов, архитектором Гулам-Хусейном.
 
Мавзолей  представляет собой архитектурное произведение XVI в, имеющее прямоугольную форму, увенчанное большим голубым куполом. Здание построено из жженного плиточного кирпича и украшено майоликой с исторической надписью, содержащей имя мастеров-зодчих и дату сооружения. Окна украшены традиционной для Ташкента ганчевой панджарой.
 
Гробница Каффал Шоший представляет собой редкую разновидность многокамерных мавзолеев -ханака с ассиметричной планировкой. Ханака представляли собой комплексные сооружения, включающие кельи, мечеть, усыпальницу, ошхону и другие помещения. Они были предназначены для того, чтобы дать паломникам приют в жилых кельях - худжрах.
 
Надгробие «Каффал Шоший», к обеим сторонам которого примыкают чиллахона, находится на выступающей нише мавзолея. Здесь же, чуть ниже располагаются могилы сыновей «Великого Имама» - Мухаммада ат-Шаши и Низамиддина Шаши. В мавзолее захоронены также Мухаммад Номи, приехавший из Багдада и оставшийся жить в Ташкенте, его отец – Махмуд Номи и сын – Ходжа Калан. К югу от главного здания в маленьком дворике находятся более поздние места погребения, получившие название «сагана». Возле входа в мавзолей захоронены Хафиз Кухаки и внук Улугбека - Али Кушчи, который был учеником и последователем великого ученого. Слева от входа расположена могила известного гератского поэта Зайнаддина Васифи – наставника Баракхана.
 
Около этого мавзолея расположен также дом, где жил последователь Каффола Шоший и Багаутдина Накшбанди - Ходжа Ахрор Вали, который придерживался мнения, что люди веры не должны просить милостыни, а должны жить от труда своих рук. Ходжа Ахрор был мастером суфизма и государственным деятелем. Он был похоронен в Самарканде.
 
Усыпальница Великого Имама очень популярна и высоко чтима среди мусульман всего мира. Она стала местом поклонения верующих, а вся местность в себзарской части старого города в честь известного богослова получила название Хазрати Имам.
 
Южнее мавзолея находится медресе «Баракхан». Это медресе было построено по указанию внука Улугбека - Навруз Ахмадхана, считавшегося очень удачливым правителем Ташкента, за что он получил прозвище Баракхан (удачливый). Это название с тех пор закрепилось за медресе «Баракхан». Медресе было выстроено в 1531-1532 гг. напротив одного из районов махалли Хастимом, получившего название  «Махватайи Муллоен» (место средоточия ученых и служителей исламской религии).
 
Внутри медресе Баракхана расположены два мавзолея - Безымянный и Суюниджихана. Мавзолей Суюниджихана был воздвигнут над захоронением первого правителя Ташкента из узбекской династии Шейбанидов – Суюджихана, являвшегося потомком Улугбека. Он был просвещенным правителем и привлек к своему двору ученых и поэтов. Второй мавзолей был сооружен для самого Баракхана, однако праху его суждено было покоиться в Самарканде.
 
Медресе представляет собой кирпичное строение, увенчанное голубыми куполами. Ворота и двери келий медресе «Баракхан» инкрустированы цветными металлами и слоновой костью.
 
В 1950-х гг. по инициативе муфтия Эшана Бабахана здание медресе было отреставрировано. С того момента по 2007 г. в нем располагалось Управление мусульман Средней Азии. Главный муфтий этого Управления является духовным лидером для народов Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана. С 2007 г. резиденция этой организации расположена в новом, специально отстроенном здании.
 
Еще одно из древнейших сооружений этого комплекса медресе «Муйи Муборак» («Священный Волос»), построенное в XVI в., также отличается своей уникальной историей. В этом медресе хранятся волосы пророка Мухаммеда, благодаря чему оно получило свое название.  Имеются сведения, что в 1856-57 гг. по указу кокандского хана Мирзы Ахмед Кушбеги здание медресе было перестроено заново.
В настоящее время в медресе «Муйи Муборак» располагается библиотека Управления мусульман Узбекистана, фонд которой насчитывает около 20 тысяч книг, среди них около 3 тысяч рукописей и переводы Корана на более чем 30 языках.
 
Самой уникальной рукописью, хранящейся в библиотеке, является «Коран Усмана» («Коран Османа»), датированный 644-648 годами. По преданию Коран на протяжении 23 лет существовал в устной форме и лишь отдельные фрагменты его были записаны, что вызывало разногласия по поводу чтения некоторых аятов (стихов) священной книги. Первым инициатором составления Корана был халиф Омар, который посоветовал своему предшественнику халифу Абу Бакру выполнить это богоугодное дело. В последние годы писцом у пророка Мухаммеда состоял Зейд ибн Сабит, которому и было поручено заняться составлением рукописи Корана. Согласно преданию, Зейд собрал и сличил разрозненные записи, сделанные на костях, камнях, коже, пальмовых листьях, словом, на всем, что использовалось тогда для письма, а также записал рассказы современников Мухаммеда, которые сохранили в своей памяти «откровения Аллаха». Его работа, записанная на отдельных листах составила первую редакцию Корана «между двумя обложками», которая, однако, не переписывалась и не размножалась.
 
Во времена правления третьего халифа Усмана (Османа) ибн аль-Аффана из рода Омейядов божественные откровения были записаны в шести экземплярах на листах из оленьей шкуры каллиграфическим почерком «куфий». Пять экземпляров Корана были разосланы в основные города халифата, а шестой экземпляр халиф оставил себе.
 
Преемник халифа Усмана – Али увез эту рукопись из Медины в Куфу, свою новую столицу. Именно оттуда она была вывезена Амиром Темуром в Самарканд, где бережно хранилась в специально оборудованной келье медресе Нодира Диванбеги, вплоть до изъятия российскими царскими властями в 1869 году. Коран был вывезен в Санкт-Петербург и хранился в императорской библиотеке, а после октябрьского переворота по просьбе российских мусульман был передан в Уфу. Оттуда уникальная рукопись в 1924 г. была возвращена в Туркестан. Рукопись хранилась сначала в мечети Туркестанского исламского общества, затем в Историческом музее народов Узбекистана. С 1989 г. «Коран Усмана» находится в библиотеке Управления мусульман Узбекистана.  Этот текст Корана был признан каноническим в самом многочисленном суннитском направлении ислама.
 
Международная организация ЮНЕСКО 28 августа 2000 г.  выдала особый сертификат, свидетельствующий о том, что хранящаяся в Ташкенте книга Усмана является единственной из сохранившихся до наших дней оригинальной рукописью Корана. Несколько лет назад сотрудником фонда первоисточников Ташкентского исламского университета, современным каллиграфом Хабибуллохом Салихом была создана точная рукописная копия книги Усмана, выполненная на 704 страницах из оленьей кожи куфическим письмом. Переплет и обложка этой копии, сделанной в полном соответствии с оригиналом, выполнена Суннатилохом Пулатом.
 
Мечеть «Намазгох» , построенная в 1845-1865 гг. в период правления кокандского хана Худояра, была, в основном, местом проведения пятничных и праздничных молитв. В годы революции мечеть была разрушена и разграблена, но в 70-е гг. XX века эта мечеть была передана Управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. В этот период памятник исламского зодчества был восстановлен известными узбекскими мастерами: Насиб-ота, его сыном усто Каримом и усто Наим-ака. В 1971 г. в Ташкенте, в мечети «Намазгох» был открыт Исламский институт имени Имама Аль Бухари, который специализируется на подготовке специалистов, владеющих глубокими знаниями по истории ислама и знающих арабский язык.
 
Соборная мечеть «Тилла Шайх» была построена в 1903 г. на средства одного из ташкентских торговцев Тилла Шайха. Будучи одним из самых богатейших людей своего времени, он отличался своей справедливостью, щедростью и заботой о бедных людях. Для удобства людей, которые приходят сюда молиться, это сооружение состоит из двух частей – михрабов.
 
В 2007 году по инициативе президента И. Каримова была проведена реставрация всех архитектурных памятников, входящих в комплекс «Хазрати Имам», и в короткий срок возведена новая соборная мечеть «Хазрати Имам», а также новое здание Управления мусульман Узбекистана и Комитета по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
 
Новая соборная мечеть «Хазрати Имам» выполнена в духе старинных традиций. Проектировщиком здания с двумя куполами и двумя минаретами был Абдукаххар Турдиев. Правый минарет был возведен мастерами из Хорезма, а левый – самаркандскими мастерами. Над проектом работали мастера Мансур Муродов, Абдурахим Умаров, Фуркат Мансуров, Хасан Одилов, Юнус Мухаммаджонов. Особенная проектировка оконных проемов куполов позволяет лучам солнца проникать внутрь мечети от восхода до заката. Внутренняя часть двух куполов мечети украшена сусальным золотом. При входе в мечеть стоит айван с двадцатью резными колоннами из сандалового дерева. Высота минаретов достигает 53 метров.
 
Новое здание Управления мусульман Узбекистана также построено народными мастерами в кратчайшие сроки. В этом же здании расположился и Комитет по делам религии при Кабинете Министров, являющийся органом государственного управления, уполномоченным для решения задач в области обеспечения прав каждого на свободу совести и вероисповедания, равенства граждан, независимо от их отношения к религии, а также регулирования отношений, связанных с деятельностью религиозных организаций.
 
Благоустройство площади Хастимом затронуло и канал Кайковус (Калькауз), который проходит через комплекс «Хазрати Имам». Возраст этого канала – свыше тысячи лет. Этот канал является одним из древнейших каналов Ташкента, который до середины XX века играл важную роль в водоснабжении жителей старогородской части Ташкента.  В настоящее время канал Кайковус и его набережная играют роль рекреационной зоны, вода этого канала также используется для полива растительности на окружающей его территории.
 
Комплекс «Хазрати Имам» поражает туристов своей красотой и является священным местом поклонения для мусульман. Неслучайно Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) Организации Исламской конференции объявила Ташкент столицей исламской культуры 2007 года.



 

 

 

 

Фото: Муаззам Халбаева
Print  Полная версия статьи